Из моих паломнических заметок
3
Как сообщил один наш соотечественник, нынешний житель Иерусалима, при российском посольстве создается программа по возвращению в Россию желающих и, по его словам, таких здесь немало.
Конечно, подобные параллели нельзя распространять на всех эмигрантов, поскольку людские судьбы очень разнообразны, и вполне можно найти и другие примеры.
Судьба эмигранта трудна и непредсказуема. Выполняют они, как правило, самые низкооплачиваемые неквалифицированные работы. Вкалывают, как говорится, в поте лица.
Работают бывшие граждане Советского Союза или Российской Федерации и при храмах и монастырях. Хорошо запомнилась одна монахиня Спасо-Вознесенского монастыря на Елеоне, которая приехала из Одессы с «третьей волной» эмиграции. Сразу обратив внимание на ее благородные черты лица, стройную спокойную речь, мы почему-то решили, что она из «бывших». (В русских монастырях мы встречали потомков эмигрантов первой, «послереволюционной волны»). Но оказалось, что она – бывшая гражданка Советского Союза. На Святой Земле эта женщина не только обрела веру, но и возложила на себя немалый духовный подвиг.
Невольно вспоминается изречение: «Кому ведомы пути Господни?»
Я несколько нарушил последовательность повествования темой эмиграции. Вернусь к прерванному изложению очередности событий.
Из аэропорта в Иерусалим нашу группу подвезли двое русскоговорящих израильтян на джипах типа маршрутных такси. Как я уже сообщал, была суббота, и общественный транспорт не работал.
Начало паломничества
Больше всего многие из нас опасались здешней жары, учитывая очень насыщенную программу паломничества. И действительно, «за бортом» оказалось около 40. Как потом выяснилось, опасения наши оказались напрасными: при низкой влажности воздуха жара переносится вполне сносно. Дорога из аэропорта проходила довольно живописной местностью: мелькали низкорослые посадки цитрусовых, плантации бананов, виноградники, небольшие горы, поросшие редкими деревьями. Там, где растут искусственные посадки, в Израиле применяется так называемый капельный полив, когда вода под каждое растение или дерево подается по специальным тонким шлангам буквально по каплям. Это очень экономная и эффективная система полива для таких условий. Впервые эта система была разработана и апробирована в Советском Союзе, но, как и многие наши изобретения, нашла широкое применение в других странах.
Иерусалим расположен в горной местности, и дорога то и дело кружилась и извивалась, огибая неровности здешнего рельефа. Наконец подъехали к Старому городу и остановились в северной его части, у Дамасских ворот.
Все главные городские святыни в основном находятся в пределах Старого города, который был последний раз перестроен турецким султаном Сулейманом Великолепным в XVI веке. При нем были построены и массивные крепостные стены высотой 20 м и протяженностью 4 км.
Любого иностранца, впервые приехавшего в Израиль, невольно поражает та обстановка или атмосфера, в которой живет Старый город. Едва миновав ворота, будто попадаешь в другой век. Создается впечатление, что за массивными городскими стенами просто остановилось время. Вся старая часть города – сплошной восточный базар. Узкие 3,5-4 м улочки повсюду оборудованы торговыми лавками и небольшими магазинами, в тех местах, где в стенах имеются проемы. Торгуют и на ступеньках. Возраст торгующих, примерно, от 3-х лет…
Кажется, что здесь точно так же суетились и торговали и сто лет назад, и триста,… и во времена Иисуса Христа, когда Господь изгонял из храма торговцев.
Сразу возле ворот нас начала атаковать арабская ребятня, предлагая самые разные сувениры. «Русо! Ван… ту доллас (один…два доллара)» – настойчиво перекликались бойкие голоса. Об ассортименте товара нет смысла даже говорить, настолько он разнообразен и широк. Многие торговцы выучили по несколько русских слов и с удовольствием при нашем приближении их повторяли, привлекая внимание к товару.
Видимо, такая профессия действительно приобретается с детства.
Обменивают здесь даже российские рубли…
С рюкзаками и тяжелыми сумками мы едва протискивались между прохожими и назойливыми торговцами, следуя по направлению к го-стинице, боясь отстать друг от друга.
Неожиданно где-то впереди послышался шум работающего двигателя. Нашему удивлению не было предела: навстречу нам на довольно приличной скорости двигался небольшой трактор с прицепом. Прохожие, в том числе и мы, буквально втиснулись в стены там, где не было магазинов, чтобы пропустить диковинного «зверя».
Продолжение следует.