Найти тему

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА (ч.5): ЦЕЛЬ И АУДИТОРИЯ

Как и с остальными характеристиками Евангелия от Иоанна, относительно цели его написания ведутся споры и выдвигаются самые разнообразные предположения.

Первое, пожалуй, самую первую попытку определить цель этого евангелия сделал Климент Александрийский, который заявил, что Иоанн написал дополнение к уже существующим евангелиям. Он писал: «И последний из всех Иоанн, зная, что физические вещи были изложены в других евангелиях, будучи побуждаем своими соратниками и по вдохновению Святого Духа, написал духовное евангелие» (1 Климент Александрийский, Гипотипосис, приводится у Евсевия в Истории церкви, 6.14.7). Здесь сразу же встает вопрос о том, как Евангелие от Иоанна соотносится с Синоптическими. Согласно этой точке зрения, Иоанн был знаком с содержанием евангелий, написанных раньше, и остался ими недоволен; соответственно, он решил дополнить их иным материалом. На основании только лишь литературных данных сложно утверждать, что Иоанн писал, имея в виду одно или более Синоптических Евангелий. Судя по его книге, можно предположить, что, скорее всего, он рассчитывал, что его читатели уже были знакомы с другими евангельскими повествованиями. В таком случае, то, что он не стал повторять содержащийся в Синоптических евангелиях материал, не должно вызывать удивления. У Иоанна была своя цель (20:31), которая и определяла его выбор: что включать в свою книгу, а что нет.

Второе, высказывалось предположение, что Евангелие от Иоанна было написано с целью заменить собой Синоптические Евангелия. По мнению Дональд Гутри, если бы этот было так, тогда следовало бы признать, что «это евангелие представило бы неполную и неадекватную историю служения Иисуса. Чтобы она стала вразумительной, потребовалось бы обратиться к синоптическим…». Ко времени появления Евангелия от Иоанна другие евангелия имели хождение среди верующих уже много лет, и сложно представить, что у Иоанна могло возникнуть желание заменить любое из них.

Третье, высказывалось мнение, что Иоанн написал свое евангелие, полемизируя с неверующими иудеями. В качестве аргумента указывается на частое повторение слова «иудеи» на протяжении всего евангелия. Оно встречается в книге Иоанна более шестидесяти раз, намного чаще, чем во всех Синоптических Евангелиях вместе взятых, и в основном по отношению к враждебно настроенным к Иисусу. И хотя в этом предположении есть доля истины, нам представляется, что полемику с иудеями можно рассматривать как один из аспектов этого евангелия, а не его основную цель.

Четвертое, согласно некоторым исследователям, одной из основных задач этого евангелия было опровержение докетизма, одной из форм гностицизма. Гностицизм объединяет ряд сект и религий, которые фокусируются на познании божественного опытным путем, а не верой. Гностицизм как движение возник во втором веке. Он утверждал, что материя является злом, и что приобретение высшего духовного знания намного превосходит веру. Поскольку большинство данных свидетельствуют о том, что это евангелие было написано в последние десятилетия первого века, заявление о том, что Иоанн написал его, полемизируя с гностиками, слишком притянуто. Однако было бы несправедливым сказать, что Иоанн никак не реагировал на докетическое учение. Докетизм (от докео, «казаться») был формой гностицизма в раннем христианстве, утверждавшим, что на самом деле Иисус никогда не приходил во плоти; Он не был человеком из плоти и крови, но лишь фантомом или призраком, который являлся Его последователям. По мнению Леона Морриса, хотя докетической ереси еще не было в первом веке, «отдельные элементы, которые позднее легли в основу этой ереси, очевидно, появились довольно рано». Хотя докетизм еще не существовал в полную силу в то время, когда Иоанн трудился над своей книгой, ему приходилось сталкиваться с подобными умонастроениями. На протяжении всего евангелия делается особый акцент на человеческую природу Иисуса. Например, Иисус испытывал усталость и жажду (4:6, 7); Он был глубоко взволнован и плакал у гробницы Лазаря (11:33–38); у Него было реальное тело, которое били плетьми (19:1) и затем распяли, прибив гвоздями к кресту (19:18). Нельзя не заметить, как Евангелие от Иоанна (и особенно 1 Ин.) опровергает эту ересь, хотя это не означает, что это было основной целью автора.

Пятое, высказывалась мысль о том, что Иоанн писал, чтобы устранить существующее недопонимание относительно Иоанна Крестителя. Деян. 19:1–7 ясно указывают на то, что в Эфесе были последователи Иоанна Крестителя, которые не совсем верно понимали христианскую веру. Это обстоятельство вынудило некоторых исследователей, как, например, Р. Страчан, утверждать, что, как минимум, одной из задач Иоанна было перенаправить верность Иоанну Крестителю в русло веры в Иисуса. Евангелие ясно показывает подчиненную роль Иоанна Крестителя по отношению к Иисусу. Иоанн был послан Богом, чтобы свидетельствовать об Иисусе (1:6–8). Сам Иоанн говорил о себе, что недостоин развязать ремень на сандалиях Иисуса (1:27). Опять же, Иоанн говорил: «Ему должно расти, а мне умаляться» (3:30). Хотя Иисус признавал свидетельство Иоанна, Он говорил, что является бόльшим свидетельством, чем Иоанн (5:33–40). И хотя со всем этим можно было бы согласиться, то же самое учение относительно роли Иоанна Крестителя можно найти и в Синоптических Евангелиях. Возможно, Иоанн и размышлял о некоторых последователях Иоанна Крестителя, когда писал начало своего евангелия, однако вряд ли из этого следует, что это было одной из главных целей написания этой книги.

Шестое, по мнению некоторых исследователей, это евангелие было написано в качестве противодействия тем христианским учителям, которые придавали слишком большое значение ритуалам крещения и Господней вечери. Выбор интерпретации зависит от того, что сам человек думает по поводу того, говорит ли Иоанн об этих ритуалах или нет. Некоторые исследователи согласны с тем, что ни крещение, ни Господня вечеря не стоят в центре этого евангелия. Как отмечает Пол Андерсон, «Если бы из всех книг Нового завета у нас было лишь Евангелие от Иоанна, у нас бы не было никакого библейского основания для христианских ритуалов крещения и преломления хлеба». С другой стороны, Оскар Куллманн пишет, что хотел «показать, как Евангелие от Иоанна в качестве одной из своих главных задач устанавливает связь между современным христианским поклонением и исторической жизнью Иисуса». В этом исследовании утверждается, что хотя Иисус действительно подразумевал крещение, говоря о новом рождении в Ин. 3, Господня вечеря, как таковая, не является темой в Ин. 6. Несомненно, если бы существовали подобные учения, настоящее евангелие позаботилось бы о том, чтобы исправить ошибки и заблуждения, однако утверждать, что это является его основной целью означало бы додумывать сверх уже сказанного в евангелии.

Седьмое, некоторые усматривают в этом евангелии попытку донести в эллинистической форме евангельское послание языческому миру. С этой целью жизнь и учение Иисуса преподносятся в религиозных терминах, понятных греческому сознанию. Классическим представителем этой точки зрения является С. Додд, который утверждает, что это евангелие следует толковать в контексте эллинистического мира. В качестве аргумента приводится Пролог с его акцентом на Логосе, понятии, хорошо знакомом грекам, а также привычка Иоанна объяснять некоторые иудейские слова, например «равви» (1:38). Кроме того, фраза «другие овцы» (10:16), а также «рассеянные дети» (11:52) указывает на язычников. В 12:20 Иоанн обращается к язычникам по рождению, которые говорят по-гречески. Однако тот факт, что это евангелие более еврейское, чем считалось раньше, подтверждается свитками Мёртвого моря. Эти открытия указывают на то, что некоторые слова, считавшиеся греческими, во время написания этого евангелия были на самом деле еврейскими. Следовательно, несмотря на обращение Иоанна к язычникам, мы вынуждены признать преобладание еврейских предпосылок его написания.

И, наконец, это евангелие было написано, чтобы люди уверовали в Иисуса. Для того чтобы понять цель Иоанна, следует внимательно прислушаться к тому, что он сам говорил: «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге этой. Это же написано, чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (20:30, 31).

Несмотря на всю ясность этого высказывания, в связи с ним возникает вопрос текстуального порядка: делать акцент на продолжали верить или уверовали? Дело в том, что форма глагола «верить» (пистеуо) в ст. 31 может быть как настоящим временем, так и сослагательным аористом. Если брать форму настоящего времени, тогда выходит, что Иоанн ободрял людей продолжать верить. Если брать аорист, тогда он хотел привести людей к вере, побудить их уверовать. Хотя данные манускриптов говорят в пользу аориста, на основании текста невозможно определить однозначный вариант перевода.

Принимая во внимание формулировку основной цели книги Иоанна в первом придаточном предложении в ст. 20:31: «чтобы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий», можно говорить о ее евангелизационной направленности. Кажется очевидным, что верующие уже знали о том, что Иисус является Христом, Сыном Бога. Титул «Христос» указывает на Мессию и означает «Помазанный»; в полной мере смысл этого слова открывался именно еврейскому народу. В своей транслитерированной форме титул «Мессия» встречается только в Евангелии от Иоанна (см. 1:41; 4:25). У. ван Унник доказывает, что проповедь Павла в синагогах рассеяния была такой же, как и у Иоанна, когда он изображает Иисуса как Христа. По мнению Эверетта Харрисона, «Из этого следует, что четвертое евангелие было в первую очередь адресовано евреям в рассеянии, оно действительно проявляет сильный интерес к живущим в иных землях (7:35; 10:16; 11:52)». Возможно, Иоанн писал с особой целью благовествования евреям, живущим в рассеянии, а также иудейским прозелитам.

Когда Иоанн писал свою книгу, общая историческая ситуация сильно отличалась от той, в какой происходили описываемые им события. Ко времени ее появления христиане рассеялись далеко за пределы своей родины. После разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. многие евреи последовали путем, проложенным ранее их соплеменниками. Еще со времен Вавилонского пленения большое количество евреев жили за пределами Палестины, среди греков. К середине первого века за пределами своей страны проживало больше евреев, чем в ней самой. Это обширное расселение евреев по всей Римской империи получило название «диаспора». В условиях диаспоры еврейские общины должны были решать уникальные задачи. Лишенные своего храма, евреи столкнулись с проблемой дальнейшего функционирования без системы жертвоприношений. Андреас Кестенбергер отмечает, что разрушение храма в 70 г. н.э. было «травмирующим событием, которое поместило иудаизм в национальный и религиозный вакуум и заставило евреев искать пути продолжать свои ритуалы и поклонение». И в этой ситуации Иоанн ухватился за возможность призвать евреев диаспоры и иудейских прозелитов обратиться к Иисусу, который стал новым местом Божьего присутствия на земле. Иисус стал заменой храму и всему, что тот означал для жизни и поклонения евреев. Согласно Джон Робинсону, Иоанн «был чрезвычайно озабочен, чтобы “великое отвержение”, совершенное его соплеменниками на родине, не повторили другие овцы Божьего стада, среди которых он нашел приют».

Если все сказанное выше верно, следует прояснить несколько моментов. (1) Это не означает, что Евангелие от Иоанна было евангелизационным документом, написанным непосредственно для неверующих». Вероятно, Иоанн писал свое евангелие, чтобы помочь верующим возвещать неверующим, среди которых они жили, послание о том, что Иисус есть Христос, Сын Божий. (2) Также, это не значит, что аудитория Евангелия от Иоанна ограничивалась евреями диаспоры и прозелитами. Если точнее, то действительно «спасение от иудеев» (4:22), но оно должно быть возвещено и язычникам (см. 10:16). Отец отдал Своего Сына «чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (3:16; см. Рим. 1:16). (3) Далее, это не значит, что это евангелие не актуально для современных христиан. Если в целом может сложиться впечатление, что Иоанн писал, чтобы привести людей к вере, то в гл. 13―21 акцент сделан на том, чтобы продолжать укрепляться в вере. Евангелие от Иоанна ― о вере, действующей в двух направлениях: благовествование и научение. Иоанн хотел, чтобы люди уверовали в Иисуса, а затем поняли, что означает, пребывать в Нем.

Послание Филиппийцам