Литературные творения Жоржа Перека можно сравнить с прибрежными волнами океана, которые, отступая, обнажают песчаное дно, усеянное ракушками, водорослями и прочими невидимыми созданиями.
Искусство управлять бесчисленными персонажами, отстраненно наблюдая за ними с позиции демиурга, составляет главное достоинство французского романиста-виртуоза.
Вместо предсказуемой интриги Перек вплетает в ткань повествования замысловатые сюжетные повороты, дополненные мастерской словесной игрой на грани фола и острой социальной критикой общества потребления.
Краткая биография Жоржа Перека
Жорж Перек появился на свет в 1936 году в Париже. Семья будущего писателя приехала во Францию с территории Польши во главе с отцом Ицеком-Юдки Перецом, который вскоре погиб во время Странной Войны между Францией и Германией на западном фронте.
Мать писателя вместе с многочисленными родственниками была депортирована в концентрационный лагерь. Детская травма, связанная с утратой родных, сильно повлияла на писательский стиль Жоржа Перека.
Проучившись немного на историческом факультете Сорбонны, он покидает университет.
Начиная с 1955 года, Перек пишет рецензии и заметки для журнала «Нувель ревю франсез». В 1966 году он становится литературным членом движения УЛИПО (OULIPO, сокращение от Ouvroir de littérature potentielle — Цех потенциальной литературы). Вместе с ним в новую организацию входили прославившиеся в скором времени литераторы, математики и лингвисты (писатели Раймон Кено, Итало Кальвино, Эрве Ле Теллье, художник Марсель Дюшан и другие).
Участие в УЛИПО позволило Переку усложнить текст своих произведений и изобрести новые приемы для отображения внешней реальности. Например, использовать палиндромы (слово читается одинаково справа налево и слева направо), моновокализмы (задействуется только одна гласная), анаграммы, липограммы (в тексте не используется одна выбранная буква алфавита) и так далее.
Из текста романа-липограммы «Исчезание» (1969 год) Перек полностью исключил гласную букву «е», самую распространенную во французском языке. При переводе романа на русский язык с подачи талантливого толмача Валерия Кислова из текста пропала буква «о».
Языковые эксперименты Жоржа Перека закончились в 1982 году, когда он умер от рака лёгких.
Жизнь, способ употребления
Наиболее значительным литературным произведением Жоржа Перека является роман «Жизнь, способ употребления», написанный рукой опытного мастера в 1978 году.
Сюжет романа построен, в основном, вокруг жизни богатого сноба Персивала Бартблута и остальных обитателей жилого особняка в Париже, расположенного на вымышленной улице Симона Крюбелье. Помимо Бартблута, в романе описано 1466 персонажа и более 100 связанных с ними историй.
- Все главы, которых 99, подчиняются единому внутреннему плану. Обитатели девяти надземных этажей, включая лестницы и вестибюли, а также подвала дома с первых глав постепенно появляются на страницах романа. Первоначальный хаос, который может возникнуть в голове читателя от многочисленных персонажей и сюжетных линий, упорядочивается ближе к середине произведения.
- Перек умудрился описать жизнь жильцов, начиная с 1833 года по настоящее (в момент создания романа) время.
- Истории, связанные с жильцами дома, можно читать последовательно, либо перемещаться по фамилиям героев c помощью индексов, следующих за их фамилией, в другие главы романа, в которых они продолжают фигурировать, раскрываясь по-новому.
- Нередко истории оказываются «свернуты» в другие, когда персонаж книги воспроизводит новую историю внутри прежней. Например, в главе 50, Фульро (3) рассказывается о деде обитательницы квартиры на шестом этаже Женевьевы Фульро. Он написал картину, висевшую в комнате Женевьевы, после прочтения детектива «Убийство красных рыбок». В нем инспектор Вальдемар расследует убийство богатого торговца Цайтгебера на вилле в Италии и делится своими соображениями с художником-рассказчиком (дедом Женевьевы).
- У всех персонажей романа имеются мотивы для убийства торговца. Однако Цайтгебер раньше отравления от яда, который ему приготовили недоброжелатели, решается на самоубийство от угрызения совести. В пору молодости он в Африке разграбил слоновье кладбище ради добычи бивней, а протестующее население полностью уничтожил. Этим преступлением он достиг своего нынешнего богатства. При этом принятый им яд, помимо интоксикации, вызвал у торговца псевдогаллюцинаторные эффекты.
- Таким образом, мистификатор Перек создает роман в романе, причем первый уровень повествования (история Женевьевы) растворяется во втором уровне (расследование убийства), а подлинность двух историй остается неразличимой при ближайшем рассмотрении. Требуется очистить текст от знаков, приемов и идеологий, чтобы вернуться к первоначальной чистоте и подлинной ситуации. Современник Перека, лингвист и философ Ролан Барт, обозначал этот процесс реализацией «идеи нейтрального или нулевого письма».
- Многие второстепенные персонажи являются фоном, на котором осуществляется дерзкий план Бартблута стать создателем акварельных пазлов-пейзажей с редкими достопримечательностями мира, созданными им в молодости и зрелости, а затем их уничтожения во второй половине своей жизни.
- Бартблут обучался в течение нескольких лет живописи у талантливого, но вечно нуждающегося художника Валена, живущего в том же доме. Затем он договорился с мастером Винклером о создании деревянных пазлов. На их поверхность Винклер будет всю оставшуюся жизнь, день за днем, наносить присылаемые по почте Бартблутом акварельные рисунки со всех уголков мира.
- Жорж Перек скрупулезно выписывает каждую деталь мебели или элемента одежда своих героев, название газет, книг и счетов, фрагменты шахматных партий или разгадываемых кроссвордов.
- Бытовые подробности должны побудить читателя почувствовать текстуру окружающих предметов, оказаться включенным в сюжетную игру вместе с героями произведения.
- Вместе с тем, здесь угадывается постоянная критика Переком «вещизма» и общества потребления, начатая им еще в первом опубликованном романе «Вещи» (1965 год).
- Мнимое благополучие жильцов дома в любой момент может разрушиться, а место выбывших из гонки за материальные предметы занимают новые обитатели.
Перек и коллекционирование
Примерно в это же время современник Жоржа Перека, замечательный философ Жан Бодрийяр в «Системе вещей» описывал следующий алгоритм уникальности вещи, а также чувств коллекционера, собирающих вещи:
«У каждой вещи две функции: одна — быть используемой, другая — быть обладаемой. Первая функция связана с полем практической тотализации мира субъектом, вторая же — со стремлением к абстрактной самототализации субъекта вне мира… Вещь как таковая, лишенная функции или абстрагированная от своего применения, получает сугубо субъективный статус — становится предметом коллекции».
Иными словами, уникальность вещи создается в отрыве от ее полезных функциональных свойств, а конструируемая коллекционером категория вещей, созданная по определенному признаку и образующая заданную серию, определяется каждым входящим в нее объектом (предметом). Без последнего отсутствующего предмета коллекция будет всегда неполной и несовершенной. Нередко коллекционеры за огромные деньги выкупали у конкурентов копии своих собранных предметов, чтобы снова даровать неповторимость собственному собранию.
Таким образом, Бодрийяр тонко отмечает, что в недостающем элементе коллекции для коллекционера содержится вся серия целиком, а значит, вещь приобретает символическое значение всей серии.
Бартблут, благодаря уничтожению уникальной коллекции рисунков, разрывает порочный круг «вещь-серия», становясь последним обладателем бесценных вещей. Действительно, по ходу сюжета Бартблуту предлагают продать коллекцию рисунков за огромные деньги, но он категорически отказывается от продажи.
- Еще одним свойством коллекционирования, на который обратил внимание Бодрийяр, является такое явление, «как утрата чувства нынешнего времени».
- Бартблут более 50 лет жизни потратил на собственное обучение акварельной технике и на объезды по всему свету для запечатления памятных и редких мест планеты. Его план вместил также время, необходимое на составление пазлов, с последующим их устранением в местах, где они были нарисованы.
- Пренебрежение временем является отличительной чертой коллекционера, а уничтожая коллекцию, Бартблут символически высвобождает затраченное время. Кроме того, его покидают терзавшие его страхи и внутренние беспокойства.
- Ирония Перека состоит в том, что в конце жизни Бартблут ослеп и не успел уничтожить последние пазлы. Таким образом, освободившееся время не приносит ему удовлетворения на склоне жизни.
Предмет коллекционирования, благодаря уничтожению, лишается своего мистического характера (согласно мнению еще одного вдохновителя Жоржа Перека - Карлу Марксу), и снова начинает определяться затраченным на него временем и трудом.
Кажущийся на первый взгляд бессмысленным проект Бартблута позволяет обрести ему цель на всю жизнь, а затраченные для этого родовые богатства подчеркивают иллюзорность окружающих человека земных вещей, наделяемых определенным смыслом и значением лишь им самим.
Если Вам понравилась эта история, подписывайтесь на мой канал. Вас ждет еще много интересного!