Найти тему
sputnik.by

Лучший гимнаст ХХ века: к 70-летию Николая Андрианова

  © Sputnik / С. Соловьев
© Sputnik / С. Соловьев

14 октября исполняется 70 лет со дня рождения легенды мировой и спортивной гимнастики, лучшему гимнасту ХХ века Николаю Андрианову.

Николай Александрович, какие эмоции у вас возникают, когда вы слышите имя "Николай Андрианов"?

– Самые светлые. В начале 70-х годов мы часто пересекались на внутрисоюзных соревнованиях, а близко познакомились в Минске во время сборов перед играми в Мюнхене 1972 года. Вся сборная СССР по гимнастике жила в гостинице "Юбилейная". Мы вместе тренировались в минском Дворце спорта, а после тренировок все время проводили практически вместе.

Чем в то время Андрианов отличался от всех остальных гимнастов?

– В то время практически ничем. Лидерами сборной в то время были Михаил Воронин и Виктор Клименко. Воронин был двукратным олимпийским чемпионом Мехико в отдельных видах и абсолютным чемпионом мира. Мы были новым поколением, у которого все было впереди.

В гимнастическом плане отличие Андрианова от всех остальных было в том, что он практически не был растянут. В нашем виде, что тогда, да и сегодня, тренеры растягивают своих гимнастов на тренировках. А Коля поднимет руки вверх, чуток потянется и все. Если он садился на шпагат, то зазор между ним и помостом был виден всем. Эта нерастянутость резко диссонировала с той мужской гимнастикой, которая в то время считалась классической.

Абсолютный чемпион Советского союза Николай Андрианов выполняет вольные упражнения на чемпионате СССР по гимнастике, 1972 год © Sputnik / Юрий Сомов
Абсолютный чемпион Советского союза Николай Андрианов выполняет вольные упражнения на чемпионате СССР по гимнастике, 1972 год © Sputnik / Юрий Сомов

Его тренер Николай Толкачев считал главным не растяжку гимнаста, а его координацию. У Андрианова была потрясающая взрывная сила при исполнении элементов. Это был новый, в чем-то хулиганистый стиль, который завораживал всех.

В чисто человеческом плане к нему относиться плохо было невозможно – у него было абсолютное обаяние. В любом коллективе через пять минут он становился своим. Может быть только Гера Богданов недолюбливал его, но на это были личные причины.

Что это были за причины?

– Георгий Богданов и Николай Андрианов оба ухаживали за Любовью Бурдой –двукратной олимпийской чемпионкой в команде. В этом личном соперничестве первенство было за Андриановым.

Олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Николай Андрианов и Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Любовь Андрианова (Бурда) © Sputnik / С. Соловьев
Олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Николай Андрианов и Олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Любовь Андрианова (Бурда) © Sputnik / С. Соловьев

Любовь Бурда была очень красивой девушкой. Когда я был судьей на различных соревнованиях, то мы иногда виделись. Она и сегодня выглядит бесподобно, у нее с возрастом появилось что-то невообразимо притягательное.

Какие совместные увлечения были у гимнастов в то время?

– Заводилой всегда был Андрианов. В гостинице мы любили сыграть в картишки. На деньги не играли никогда, только на интерес. Всегда это был преферанс. Мы играли не ахти как, а Коля был профессионалом в этом деле и учил нас. Преферанс остался у него от бурного уличного детства. Андрианов был фанатом рыбалки. В Минске мы ходили рыбачить на Свислочь или Минское море – рыба тогда там была.

В то время сборы у нас были пять раз в год. Любимым местом было Сухуми. Там мы с Андриановым любили рыбачить. На рассвете брали лодку и метров на пятьсот уходили в море. У наших тренеров, когда они узнали про это, был шок. А местные жители, узнав, кто тайком берет лодку, но исправно возвращает ее на место, дали разрешение брать ее и дальше.

Как разрешались конфликты в мужской сборной по гимнастике?

– Их не было. Помимо соревнований были и другие вопросы, которые обязывали соблюдать неписанные правила в коллективе. Когда мы выезжали на международные соревнования, то надо было найти магазин с самыми низкими ценами. В те времена это было серьезным подспорьем для всех – прилично выглядеть и что-то заработать от перепродажи импортного ширпотреба хотели все спортсмены. Надо было дома у валютчиков купить 20-30 долларов – в то время мы платили за один доллар три рубля. Это было серьезным правонарушением и для тех, кто продает, и для тех кто покупает. Продавец должен был вам поверить, что вы надежный человек. Без хорошей рекомендации со стороны выйти на контакт с валютчиком было невозможно. После этого нужно было надежно спрятать все это в обуви, белье или одежде – особого досмотра на границе у нас не было. Для таможенников и пограничников мы выглядели веселыми детьми.

Справа налево: Владимир Щукин, Николай Андрианов, Николай Недбальский, Виктор Клименко, Людмила Турищева, Эльвира Саади, Татьяна Щеголькова, Любовь Бурда © из архива Недбальского
Справа налево: Владимир Щукин, Николай Андрианов, Николай Недбальский, Виктор Клименко, Людмила Турищева, Эльвира Саади, Татьяна Щеголькова, Любовь Бурда © из архива Недбальского

Андрианов к привычной практически для всех фарцовке того времени относился с юмором. Он говорил: "Что вы все себе да себе, а людям?". Для него был праздник, когда у него деньги водились. Он любил всех угощать и получал от этого удовольствие. Стяжательство, жадность – это не про него.

В Мюнхене вы были запасным в команде. Этот статус давил вас или нет?

– Никакого внутреннего дискомфорта у меня не было. Это сегодня съездить за границу примерно то же самое, что в соседний областной центр. А тогда это было событие в жизни любого. Олимпийские соревнования начинались с турнира запасных. Судьи выставляли оценки и делали выводы о силе той или иной сборной. Я вытянул по жребию три своих снаряда и выступил достаточно уверенно. Все остальное время на играх я был в качестве активного болельщика.

На Олимпиаду в Монреаль вы не попали. В прессе в свое время было сообщение, что вы были отчислены из сборной за нарушение спортивного режима вместе с Андриановым. Вас отчислили, а его строго предупредили. Что было на самом деле?

– В той ситуации правильно звучит только формулировка. Все остальное придумано. К той неприятной для меня истории Андрианов не имеет никакого отношения. Нас обоих Ольга Корбут пригласила на свой день рождения. Как не пойти? Во-первых, Корбут – мега-звезда Мюнхена. Во-вторых, "Песняры" – богемная кампания. И, в-третьих, день рождения отмечали в ресторане "Каменный цветок" – культовом месте Минска того времени: живая музыка, варьете. Попасть туда было в то время мечтой многих.

После празднования дня рождения возле гостиницы остановилась машина, из которой вышел Юрий Титов, курировавший в то время гимнастику в Спорткомитете СССР. Пять минут до отбоя – не аргумент, назавтра собрание сборной, на котором меня отчислили, а Андрианову вынесли предупреждение. Что касается спиртного, то в то время никто в сборной этим не злоупотреблял – максимум сухое вино на сборах. У Андрианова были проблемы с этим достаточно серьезные после того, как он закончил выступать. Из-за этого он с Любой Бурдой и расстался, а она вышла замуж за Вячеслава Фогеля. Не нам судить его за это, этот "грех" водился и водится за многими выдающимися людьми.

Взаимоотношения Николая Андрианова с его тренером Николаем Толкачевым были загадкой для всех. В чем, на ваш взгляд феномен его тренера?

– В спортивной гимнастике тренер всегда ведущий. Вы можете завоевать любое количество медалей, но если вы продолжаете выступать, то без тренера вам не обойтись. Наш вид спорта травмоопасный, технически сложный и экстремальный. У каждого был свой тренер и свои взаимоотношения с ним.

Толкачев был первым и единственным тренером Андрианова. Он взял его двенадцатилетним трудным подростком и через восемь лет довел до первого золота Мюнхена. Они понимали друг друга с полувзгляда. У них квартиры во Владимире были на одной лестничной клетке. Сумма этих факторов снимала все возможные трения между тренером и его звездным учеником. Это сегодня мы знаем, что Николай Толкачев был боевой летчик, прошедший штрафбат и вернувшийся с войны с орденами. В то время эта тема никем и никогда не обсуждалась.

Весь тренерский состав играл с нами вместе в футбол. Между собой они общались крайне уважительно и с большим достоинством. Единственный, кто выделялся из той когорты тренеров – это легендарный семикратный олимпийский чемпион Виктор Чукарин. Это абсолютная не только спортивная, но прежде всего человеческая легенда. Когда меня отчислили из сборной, то в качестве запасного в Монреаль поехал его ученик Владимир Сафронов.

Николай Андрианов признан лучшим гимнастом ХХ века. В чем состоит спортивное величие этого человека?

– Если смотреть в разрезе мировой гимнастики, то вся современная гимнастика пошла именно с него. Он первым исполнил двойное сальто прогнувшись при соскоке с перекладины на международных соревнованиях. Затем повторил это в вольных упражнениях. Эти элементы в то время делали и другие гимнасты, но на тренировках. У Андрианова была абсолютная стрессоустойчивость. Ни рев трибун, ни взгляды именитых соперников для него не имели никакого значения. Это был спортсмен, который не знал, что такое мандраж.

Гимнаст Николай Андрианов выступает с произвольной программой. Гимнастическое многоборье. XXII летние Олимпийские игры, 1980-й © Sputnik / Владимир Федоренко
Гимнаст Николай Андрианов выступает с произвольной программой. Гимнастическое многоборье. XXII летние Олимпийские игры, 1980-й © Sputnik / Владимир Федоренко

Если говорить об отечественной гимнастике того времени, то Николай Андрианов был тем локомотивом, который вытянул всю советскую мужскую спортивную гимнастику. На нас в то время все смотрели и спрашивали: "Когда вы победите непобедимых японцев". Многим казалось, что никогда. В Мюнхене в командном турнире мы проиграли японцам семь баллов. Лучшим результатом у нас был результат Андрианова, но он уступал результату четырех японцев. А в Монреале сборная проиграла всего четыре десятых балла, а Николай Андрианов не дал стать Савао Като трехкратным олимпийским чемпионом в абсолютном первенстве.

Андрианов был и достаточно успешно тренировал молодежную сборную СССР. Но настоящий тренерский успех пришел к нему, когда в начале 90-х он тренировал японскую юниорскую сборную.

В Японию он приехал по приглашению Мицуо Цукахары. Все японские юниоры того времени оказались в основном составе мужской гимнастической сборной. Японцы боготворят Андрианова, считают, что он реанимировал мужскую спортивную гимнастику в Японии. Когда Николай Андрианов серьезно заболел, японцы предложили ему лечение у них в стране. Но, увы, даже уровень японской медицины оказался бессильным перед той болезнью мышц, которой он страдал.

Вспоминая его, я думаю не только о нем, но о всем нашем поколении, и эти чувства всегда самые светлые.

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!

Также на Sputnik: