Найти тему
Цитадель адеквата

Пропавшая история: Как Пётр I летописи изымал

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам

Есть мнение, что документы, освещавшие древнюю историю Руси — и даже не Руси, а Великой Тартарии, — были тщательно собраны и уничтожены Петром I. Причём, не настоящим, а поддельным — засланным. Дабы ничто не мешало внедрению истории фальшивой, сочинённой — исключительно с целью унижения русского народа — Ватиканом и Скалигером. И это довольно распространённое мнение. То и дело с ним сталкиваюсь. Основано же оно на подлинных указах петровского времени.

Ввиду принципиальной важности, эти указы придётся процитировать целиком.

Указ о присылке из монастырей древних рукописей и печатных книг от 20 декабря 1720 г

Великий государь указал: во всех монастырях, обретающихся в Российском государстве, осмотреть и забрать древние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные, также книги исторические, рукописные и печатные, какие где потребные к известию найдутся. И по тому его великого государя именному указу, правительствующий Сенат приказали: во всех епархиях и монастырях, и соборах прежние жалованные грамоты и другие куриозные письма оригинальные, такожде и исторические рукописные и печатные книги пересмотреть и переписать губернаторам и вице-губернаторам, и воеводам и те переписные книги прислать в Сенат.

Это первый. За ним последовал второй.

Указ о присылке хранящихся в монастырях летописей для снятия с них копий от 16 февраля 1722 г

Из всех епархий и монастырей, где о чем по описям куриозные, то есть древних лет на хартиях и на бумаге, церковные и гражданские летописцы степенные, хронографы и прочие сим подобные, что где таковых обретается, взять в Москву в Синод, и для известия оные описать и те списки оставить в библиотеке, а подлинные разослать в те же места, откуда взяты будут, по-прежнему, а тех епархий и монастырей властям при том объявить, дабы они те куриозные книги объявили без всякой утайки, понеже те книги токмо списаны, а подлинные возвращены будут к ним по прежнему. И для присмотра и забирания таковых книг послать из Синода нарочных.

И, кстати, почему указов два?

Ну… первый, как легко видеть, не подразумевает какого-либо «сбора» оригиналов. В Сенат через местную военно-гражданскую администрацию должны быть отправлены именно копии, изготовленные силами монахов. В ряду же предметов копирования прежде всего упомянуты «жалованные грамоты», затем, другие документы, а «книги исторические» лишь «также». Как кстати, и называется этот указ, — если читать, что написано на нём самом, а не в трудах альтернативных историков — «О присылке из монастырей Российского государства жалованных грамот».

Имелось, таким образом, ввиду решение задачи вполне утилитарной. Сенатская проверка законности церковного землевладения. Ибо какие ещё «жалованные грамоты» могли храниться именно в монастырях? Тем не менее, указ считается вехой в российской археографии. Что б уж два раза не ходить, царь затребовал копии «куриозных» (на петровском русском «редких, интересных») писем и летописей. Царству предстояло на днях стать империей и в нём создавалось архивное ведомство.

...Главное, что стоит знать об упомянутом — первом, от 1720 года — указе, — он не был исполнен. Не имел существенных практических последствий. Грамоты удалось собрать, но и не более того. Ибо сам Пётр считал представителей духовенства врагами народа и особенно реформ. Церковь питала к царю взаимную антипатию. Так что, указ саботировался. Да и — по совести — монастыри редко располагали практической возможностью изготовления копий. Копировальное оборудование не было изобретено, а культура рукописного размножения литературы уже утрачена.

Второй указ стал закономерным следствием неисполнения первого. Однако, издавался он уже в других условиях. Со времён первого Пётр успел церковь… национализировать, учредив Синод — министерство для управления имуществом и делами Церкви. И, кстати, при назначении чиновников в эту организацию их вероисповедание не учитывалось.

Вот. Второй указ уже подразумевал именно присылку куриозных документов — в том числе и уже в первую очередь исторического значения — в Синод для копирования. И разумеется, — как в это не сомневается альтернативная мысль, — собранные документы никто ни копировать, ни возвращать не собирался. Они были немедленно уничтожены… Откуда это известно? Так, пропали же — нет их.

Здесь, однако, наличествует подмена понятий. Для утверждения о пропаже необходимы доказательства того, что документ до 1722 года существовал. Без таковых и говорить не о чем, ибо — есть их. В архивах много подлинников XVI-XVII веков. Оригинальных документов более ранних периодов предсказуемо мало, — но это уже не имеет отношения к делу. Ибо ко временам Петра утраченные тартарийские летописи должны были существовать в форме печатных изданий, учебников и монографий главным образом именно XVII столетия.

О том же, что документы были возвращены, свидетельствует факт наличия тех самых «уничтоженных» архивов именно в монастырях. В одном из которых, со слов гражданского чиновника Синода Мусина-Пушкина, уже в конце XVIII века он приобрёл сборник, включающий «Слово о Полку Игореве». Это история тёмная, — и даже криминальная, — но так или иначе летописи не пропали из монастырей при Петре, поскольку оригиналы предшествующих петровской эпохе веков перекочевали из церковных архивов в государственные лишь в советское время — при конфискации церковной собственности.

Что же до самой идеи уничтожения истории указанным способом, то Пётр в любом случае был достаточно умён, чтобы понимать: это не может сработать. Оба указа адресованы только «монастырям и епархиям», то есть, речь о библиотеках знати и городских архивах не шла. А там не могло не быть тех самых «хронографов» и «степенных гражданских летописцев». Да, собственно, — в рамках истории альтернативной там с неизбежностью должны были находиться и печатные учебники по истории Тартарии.

Попытка бы не сработала, — и свидетельством этому являются адресованные монастырям увещевания «объявить куриозные книги без всякой утайки», ибо — вернут же. Значит, Пётр понимал, что отдавать в казённые руки реликвию — огромной не только культурной, но материальной ценности, — монастырское начальство будет без всякой охоты. Увещевания же уверенности в исполнении указа обеспечить не могли. Это лишь в альтернативной вселенной можно так просто все взять и собрать. В реальности — особенно при даже теоретической возможности утраты — выдана была бы только меньшая и наименее ценная часть документов.