Найти тему
Записки от безделья

Сергей Лукьяненко "Измененные" (тетралогия) 2021-2022

Фантастические миры Лукьяненко обожаю давно и нежно. Практически у всех его произведений есть два достоинства: легкий слог и увлекательность. Книги читаются влет и так же влет забываются, оставляя приятное послевкусие и возможность спустя пару-тройку лет перечитать, словно в первый раз. В своем жанре писатель - мастер.

Не все истории написаны ровно: что-то мне нравится больше, что-то - меньше. Иногда расстраивает концовка. В числе любимых - первые три "Дозора", "Осенние визиты", "Сегодня, мама!", "Фальшивые зеркала", "Кайноzoй", "Маги без времени"... Третий роман из цикла о Соглашении тоже жду с нетерпением. А вот, например, "Спектр", "Черновик", "Ловец видений" или "Недотепа" воспринимались куда более спокойно.

Книга 1. "Семь дней до Мегиддо". Вариант интернет-обложки.
Книга 1. "Семь дней до Мегиддо". Вариант интернет-обложки.

Думается, и цикл об Измененных тоже не войдет в число любимых вещей, хотя прочитано было, как всегда, с немалым удовольствием. Люблю я излюбленный лукьяненский сюжет, в котором "простой советский парень" внезапно оказывается не так прост и спасает мир. А то и не один.

Сюжетно перед нами постапокалипсис. Земляне уже практически доканали свою многострадальную планету, массово запустив ядерные ракеты. Но тут прилетели инопланетяне и помешали случиться непоправимому в самый последний момент.

"Когда-то давно был анекдот: "Как сделать, чтобы все в мире стало хорошо? Есть два сценария: реалистический и фантастический. Так вот, реалистический - если к нам прилетят инопланетяне..."
С.В. Лукьяненко "Семь дней до Мегиддо"

В этой Вселенной сценарий пошел по реалистическому пути, и теперь Земля - под протекцией Инсеков.

Отныне на Земле вместо Луны - лунное кольцо, более мягкий и ровный климат. Больше не работает Интернет и сотовая связь, зато появились разноцветные кристаллики, которые можно найти и обменять у инопланетных Продавцов на нужные вещи и продукты. Так же появились Гнезда, в которых способны вылечить даже безнадежно больных детей. Правда, после этого дети мутируют и становятся Измененными, наделенными нечеловеческой внешностью и способностями, и остаются жить внутри Гнезда. Но многим эта перспектива кажется лучше смерти. А кому-то, особенно молодым, - и завиднее простой человеческой участи.

Книга 2. "Семь дней Индиго".
Книга 2. "Семь дней Индиго".

Главный герой - москвич Максим. До Инсеков он был из "золотой" молодежи. Впрочем, и сейчас неплохо устроен, успешно промышляя сбором кристаллов и поддерживая родителей, которым тяжело дается Перемена. Случайно он знакомится с двумя Измененными: жницей Дариной и куколкой Наськой. Обе только в начале Изменения, а потому все еще очень похожи на обычных людей. Выясняется, что когда-то брат Дарины был одноклассником Максима. Скорее в шутку Макс предлагает: "Заходи, если что". Ибо зачем его помощь Измененным, во много раз превосходящим его силами и способностями?

Естественно, "если что" не замедлило случиться, а Макс удивил сам себя. Ну а дальше сюжет пошел развиваться в стиле "все не то, чем кажется" и "меньше знаешь - крепче спишь". Сюрпризов хватает и на четвертую книгу, переворачивающую концовку третьей с ног на голову.

Сам Лукьяненко писал, что главные герои изначально ему приснились, заставив отложить последнюю (очередную самую-самую последнюю) книгу про Антона Городецкого и начав совершенно новую историю:

"У меня были две мысли, которые я хотел опробовать в тексте.
Первая - показать, что после любого апокалипсиса, и даже всех сразу (изначально первый роман назывался "Апокалипсис-лайт") мир не рухнет в одночасье, в нем сохранится некий порядок и люди ухитрятся к нему приспособиться. Собственно, в третьей книге это сказано прямым текстом.
А вторая мысль - собрать воедино все сценарии "конца света", все страшилки из желтой прессы, все мифы-легенды-байки. То, что по-хорошему не является предметом нормальной литературы, а в лучшем случае используется непритязательными авторами развлекательного чтива.
Собрать - и начать рассказывать историю всерьез.
Да - пришельцы! Ядерная война! Рептилоиды! Монстры! Мутанты! Похищенные для зловещих экспериментво дети! Тайные правители мира! Продажные элиты! Искусственные вирусы! Теория заговора в полный рост, но всерьез".

И в целом у писателя все получилось. Немыслимое нагромождение фантастических сценариев, каждый из которых способен составить целую книгу, выглядит вполне органично и без натяжек вписывается в сюжет. Детективные нотки тоже увлекают. Только в последних двух книгах, на мой вкус, всего становится как-то "слишком". Но зато цикл не теряет стремительности развития, а история не сбивается на самоповторы.

Добро и зло, как и в цикле про Дозоры, относительны и периодически меняются местами. Есть даже в одной из книг момент, где стопроцентное добро оказывается самым большим злом для Вселенной. Как всегда, автор закладывает в книги собственное видение мира и философию, не боится иронических отсылок к реальности. Последнее мне как раз не очень по душе, ибо со временем это потеряет актуальность и сделается непонятным читателю. Но, с другой стороны, текст от этого практически ничего не потеряет. Получаем же мы удовольствие от литературы прошлых веков, не вникая дотошно в реалии тех лет.

Книга 3. "Месяц за Рубиконом"
Книга 3. "Месяц за Рубиконом"

Главные герои меня немного расстроили своей "хорошестью", и даже любовный треугольник не спасает ситуацию. "Мэрисьюшность" из них так и прет, особенно от женских образов. А вот многие второстепенные персонажи порадовали и запомнились. Особенно харизматичным получился Иван (как выразилась бы молодежь, прямо мой краш!). Интересны старички-разбойнички, хотя и не слишком отличимы друг от друга. А главной изюминкой можно назвать весьма специфического любителя поэзии - бомжа Андрея. В основном он занят тем, что кочует от памятника к памятнику великих поэтов и декламирует их стихи. Особенное предпочтение отдавая незаслуженно забытым, дабы сделать их духам приятное:

"Столько памятников по Москве стоит... к кому-то приходят, к Сереже Есенину, к Володе Высоцкому... а другие позабыты. А я же все их стихи помню! Дай, думаю, почитаю стихи памятникам. Мне несложно, им приятно. <...> Людям нравится. Останавливаются, послушают. Иногда поговорят. Некоторые тоже стихи читают. Нельзя забывать поэтов!"
С.В. Лукьяненко "Три дня Индиго"

Со страниц книг звучат строки из Низами Гянджеви, Высоцкого, Бродского, Ахматовой, Есенина, Мережковского... И даже стихотворение авторства самого Лукьяненко найдется. "Двойная бездна" Мережковского в контексте романа прямо-таки по живому прошлась:

-5

В целом же цикл "Измененные" - крепкий середнячок не без достоинств и интересных мыслей. Особенно запомнился главный рефрен тетралогии: "Смотри на то, чего нет, а не на то, что есть". Хороший совет, не раз выручавший героев. Несколько раз встретятся и отголоски Достоевского с его слезинкой ребенка. Особенно любопытно было следить, как выпутаются герои из совершенно патовой ситуации в конце первой книги, где без жертвы, казалось, вообще никак (хотя, признаюсь, было бы интересно, если бы герой выбрал другой вариант, более грязный, и как бы развивались события после этого. После такого "мерисьюшность" выветрилась бы из текста напрочь). И опять-таки ждала, какой выбор впоследствии сделают герои между двух зол, если без зла вообще никак? Или как? Или лучше бы было выбрать любое зло?

Как итог - вполне "фирменная" вещь от Сергей Лукьяненко с узнаваемым стилем и героями. Может, со временем и перечитаю.

Книга 4. "Лето волонтера"
Книга 4. "Лето волонтера"

P.S.: Хотелось бы когда-нибудь увидеть экранизацию: цикл настолько динамичен и эффектен, что фильм получился бы вполне. Но только с хорошими спецэффектами, иначе не стоит и начинать: на них построено очень много.