Задачей первого этапа работы является актуализация глаголов и растормаживание стеретипных фраз.
I. Невербальные методы работы.
1. Настольные игры, например, шашки.
Играя, комментируем свои действия:
- Каким шашками ты будешь играть? (Я буду играть белыми)
- Кто начинает первым? Первыми начинают белые?
-Какой шашкой ты будешь ходить? Я переставлю и так далее.
2. Упражнения под музыку, с комментированием:
- Идём простым шагом.
- Вытягиваем руки вперёд.
- Приседаем.
- Подпрыгиваем.
Требуйте, чтобы больной повторял за вами.
3. Рисование с комментированием:
Нарисуем прогулку. Рисуем и называем всё, что нарисовал с упором на действие. Если больной сам этого не делает, то задаём вопросы.
Я иду по лесу. Я несу корзинку. Я набрала грибов. Вокруг стоят деревья. Под деревьями растёт трава.
4. Пантомима. Здесь тренируем обратное действие. Всё превращаем в игру «Угадай, что я делаю». Больной показывает действие, вы угадываете. Затем вы показываете действие, больной угадывает. Например: пью чай, стираю бельё, мою посуду, утюжу бельё. Начиная с самых простых действий, переходим к более сложным, например, ремонтирую машину, складываю одежду, поливаю цветы.
II. Вербально-невербальные методы.
Эти методы стимулируют переключение внимания больного с нарушенной речи на сохранную невербальную деятельность. Их цель:
- связь слова с предметным действием;
- организация общего и вербального поведения больного;
- включение невербальных форм поведения (мимика, музыка) в коммуникацию.
1. Оречевление жестов:
1) Показываем больному жест и просим назвать действие, например:
Иди сюда, не делай этого, присядь, встань и т.д.
2) Объяснение мимики:
Возможные вопросы направлены на действие и его признак:
- Как человек идёт?
- Что выражает его походка?
- Что выражает лицо?
3. Мелодекламация:
Это чтение стихов или отрывков из произведений других жанров под музыку. Музыка снимает напряжение и растормаживает речь.
III. Вербальные методы:
1. Вербальные ассоциации. В этом виде заданий предлагаются следующие упражнения:
- свободные ассоциации — за одну минуту назвать как можно больше слов-действий, слов-предметов, слов-признаков;
- назвать растения, животных, насекомых, транспорт;
- назвать предметы, которые похожи на овал (огурец), на змею (канат), На циллиндр (кастрюля)б
- назвать слово или фразу, которая приходит на ум после сказанного оучающим, например: сегодня холодно - …, завтра суббота - … и т.п. Это упражнение готовит к диалогу.
2. Диалог. Начинать следует с простых диалогов на повседневные темы:
- Какое сегодня число?
- А какой день недели?
- С какого дня начинается рабочая неделя?
-Когда она заканчивается?
- Который сейчас час?
- Ко скольки ты приходдил на работу?
- Во сколько у вас был обед?
Темы могут быть самыми простыми: «Моё утро»,
«Идём в магазин», «Готовим ужин», «Наши друзья». Хорошо оперировать с воспоминаниями детства, юности или каких-то значимых событий.
3. Интонирование — это отдельная тема, о которой мы поговорим на следующих уроках.
Предыдущий урок: https://dzen.ru/a/Yx-RylL81T46_ThP
Следующий урок: https://dzen.ru/a/Y209Z6qpujFnebE4
Видео урок можно посмотреть по ссылке: https://dzen.ru/profile/editor/id/5b2c16eca68e5400a964f9ee?videoEditorPublicationId=63472db903ec44483eac949b
Дорогие подписчики и новые посетители сайта. Если видео было для вас полезным, поставьте лайк. Помогло вашим близким - поделитесь ссылкой в социальных сетях. Есть вопросы и пожелания - оставляйте их в комментариях.