На той неделе посетил выставку, которая называется:
"Пропавшие в кинохронике".
И считаю, что посетить её должен каждый.
Нет, не всякий кто намерен скрасить досуг, скоротать время или желает развлечься.
А только тот, кто обрёл себя как личность и осознаёт время, в котором он живёт. Каждый, кто благодарен за то, что имеет своё место в истории.
Каждый, кто чтит память предков. Предков, написавших её ценой своих жизней.
Эта иммерсивная инсталляция состоит из 15-ти отдельных 3D панорам, через которые пролегает единый маршрут.
В каждой из 15-ти панорам реконструированы события, произошедшие в определённом времени и месте, на протяжении всей Великой отечественной 1941-1945 гг.
Прошу вас в этот раз не ожидать от меня игры слов, каламбуров, вызывающих речевых оборотов - ничего из тех приёмов, которыми автор обычно заигрывает с читателем.
Эта статья написана мной не для развлечения, и не для привлечения посетителей.
Я благодарен, что имею возможность обратить ваше внимание на экспозицию и на тему, которую она затрагивает.
Потому пишу от самого сердца, и выражаю каждым словом моё почтение всем участникам Великой Отечественной Войны.
Каждая панорама вобрала в себя различные фрагменты, моменты, детали и героев событий Великой отечественной.
Панорамы выполнены в формате макета в натуральную величину. В одном эпизоде - это окопы, советский танк, в другом пристань, сбитый самолёт, наполовину погружённый в воду. И конечно в каждом эпизоде, как я уже говорил, фигуры людей, ещё сражающихся, раненых, трудящихся, отдыхающих и… павших.
Также, в каждой реконструкции использованы реальные предметы: оружие, орудия труда, боеприпасы, одежда и другие предметы, найденные на раскопках в этих местах поисковиками.
Эти поисковики не из тех, кто занимается раскопками, в поисках артефактов, с целью заработка. Это люди, движимые стремлением пролить свет, на всё ещё покрытые мраком страницы истории. Истории нашей родины и родин братских народов, истории наших дедов и матерей, нашей с вами истории.
Перед входом на выставку, каждому посетителю, выдают аудиогид и наушники. Прежде чем начать экскурсию, необходимо просмотреть видеоролик, в котором помимо инструкции по использованию аудиогида, директор выставки сообщает зрителю, как необходимо обращаться с экспонатами, говорит о том, что все предметы, макеты и детали панорамы можно трогать. И просит лишь не брать их в руки и не перемещать, то есть не отделять от инсталляции. Помимо таких, на мой взгляд, лояльных требований, в своей речи он взывает к уважению к участникам тех событий, их героизму и почтению к жертве, которую они принесли, защищая родину.
На входе в каждую панораму установлены bluetooth метки, которые запускают воспроизведение файлов на аудиогидах.
Войдя в первую комнату я стал понимать, как создавалась экспозиция. Первая аудиозапись содержала рассказ одного из поисковиков, который участвовал в раскопках в 2013 году под Шлиссельбургом, в месте с названием Невский пятачок.
Сейчас здесь расположен посёлок, а в годы Великой отечественной на этом месте велись сражения.
Нынешние владельцы земель, сперва неохотно позволяли поисковикам вести раскопки на их участках. Но увидев своими глазами, что нашли поисковики на заднем дворе у соседей, переставали сопротивляться.
Первая панорама содержит реконструкцию вот таких раскопок.
Далее из аудио рассказа о первой экспозиции я узнал, что в ходе раскопок были обнаружены останки солдат, а неподалёку их личные вещи. У одного из павших мужчин была сумка с обрывками писем его сослуживцев. По всей видимости, это был их полевой командир, хранивший эти письма и обещание отправить их адресатам, по возвращении в Ленинград.
И несмотря на то, что письма так и не были вручены тем кому предназначались, сегодня их содержание можем услышать мы.
Теперь мне стало понятно: аудиорассказ, соответствующий каждой панораме - это текст чьего-то письма родным, друзьям или сослуживцам.
Также, было бы невообразимо сложно восстановить картину событий, если бы не фото- и видеоматериалы, а точнее фото и видеоплёнки, найденные при раскопках. Сделаны они были корреспондентами, фоторепортёрами и рядовыми кинооператорами, которые оставили своё ремесло, уходя на фронт.
Но вооружились не автоматом, а камерой, рискуя жизнью, во время боёв или в укрытиях, на заводах, в госпиталях и других местах, где происходили события Великой отечественной.
Позже я прочёл в сети, что за основу экспозиции взяты собранные по всей стране материалы военных корреспондентов и выставка создана в честь и благодарность подвигу этих людей.
Вот почему в каждой из 15-ти панорам обязательно присутствует фигура фото- или кинооператора.
В Шлиссельбурге тоже были обнаружены останки павшего кинооператора, а неподалёку его камера и киноплёнки. И как только плёнки сохранились в течение стольких лет. Один из поисковиков тоже работает на “Ленфильме”.
Словами не передать его потрясение от увиденного - не ожидал он повстречать здесь коллегу по цеху.
Признаться, я всегда не любил материалы на тему войны. Видимо я слишком восприимчив к трагедии военных событий.
Побывав на “Ленфильме” думаю, впредь перестану.. Нет, не быть чувствительным - перестану быть категоричным к теме войны.
Пройдя первые несколько панорам, я ещё не до конца осознал, где я, что вижу и слышу. Пока не очутился в реконструкции цеха Ижорского завода.
Завод расположен в городе Колпино Ленинградской области и функционирует по сей день.
В годы войны множество таких было переоборудовано под производство боеприпасов, либо ремонт военной техники.
От увиденного и услышанного меня будто обухом по голове огрело:
Цех, под потолком заснеженные окна, сам цех, ближе к крыше, обледенел изнутри, полумрак. Станки. За станками работники в тулупах и шапках, трудяться под тусклым светом, кто настольных ламп, кто керосинок. В центре цеха, на цепях, подвешена башня от танка, на ней стоят два паренька. Всё это снимает на камеру оператор.
Из аудиогида голос диктора стал зачитывать текст очередного письма.
Если коротко: Автор письма обратил моё внимание на трудящихся, взглянув в их лица, я увидел - мальчишек, совсем молодых, многим и 14-ти нет, стоят в обледеневшем цеху, обмороженными ручёнками клепают патроны, чинят автоматы.. За окном грохочет бомбёжка, мальчишки вздрагивают, озираются на своих "коллег" по цеху, в лицах испуг..
Но они продолжают заниматься своим делом.
Сказать что мои глаза стали на мокром месте - не сказать ничего. Слёзы градом полились из моих глаз.
Какие же это мальчишки?
Мужчины. На их фоне мальчишка - я!
Тут я развернулся против маршрута экспозиции и пошёл слушать каждое письмо заново. Теперь вдумчиво.
В эпизоде, где отображена защита Эльбруса, я понял ещё больше.
И как я сразу не смекнул?
Каждая 3D панорама - это не макет одной фотографии или киноплёнки. Каждая панорама - это квинтэссенция из разных плёнок и фотографий, сделанных в разные моменты времени.
Эти кадры, собирались годами и были воссозданы и сконцентрированы в этих инсталляциях.
Проект “Пропавшие в кинохронике” - результат нескольких лет труда команды “Невский баталист”, в составе которой более 100 человек. Свыше половины из них работают в сфере кино, фотографии и журналистики. Инсталляция посвящена их коллегам, рисковавшим жизнями, и многим погибшим, ради того, чтобы донести до всего мира, до нас с вами все подробности этой трагедии, всю самоотверженность и храбрость, не только мужчин и женщин - детей, сражавшихся на поле боя, девочек, ухаживающих за ранеными солдатами.
Вот фрагмент воспоминаний кинооператора Владислава Владиславовича Микоши из разговора с Александром Петровичем Довженко:
«Узнав, что я собираюсь вернуться на фронт, Александр Петрович приехал ко мне, чтобы дать задание, для его будущего фильма. Довженко так ярко, конкретно и образно рассказывал мне о том, как он хочет показать войну, что у меня, как бы заново открылись глаза на все пережитое.
«Кем я был до этой встречи? Неужели ремесленником?..» – думал я, слушая Довженко.
«Не стесняйтесь показывать страдания людей», – говорил Александр Петрович. – Страдания, слезы, смерть. Ибо в этом огромная сила утверждения жизни. Покажите раненного на поле боя солдата, тяжкий солдатский труд. Снимите смерть бойца. Не стесняйтесь – плачьте сами, но снимайте… Пусть видят все, как и ради чего он умирает. Ибо гуманистична смерть ради жизни. Снимите на поле боя медсестру, совсем девочку, хрупкую и юную. Снимите перевязку. Крупно – нежные маленькие руки, рану и кровь. Снимите глаза сестры и взгляд раненого.
Снимите людей, ибо они своим непосильным трудом и страданиями делают будущий мир.
Присмотритесь к дорогам войны. Дорога – сама по себе лицо войны. По дорогам идут войска в наступление, по дорогам отступает враг, оставляя расстрелянных и повешенных… Присмотритесь к дороге – и к той, которая проложена, и к той, которую прокладывает война… Покажите, что такое война.
<…> Вспоминайте этот наш разговор. Он вам во многом поможет. Поможет показать, как достается мир… Когда-нибудь дети наши по вашим кадрам будут учиться понимать цену жизни, цену мира…»
В.В. Микоша, «Рядом с солдатом», 1983
Одним из завершающих маршрут эпизодов, стал день, накануне победы. Невозможно представить сколько пало солдат в этот день.Этот эпизод сопровождается рассказом об этом дне. Особенно меня тронуло, прозвучавшее в нём стихотворение Дмитрия Кедрина:
Когда сраженье стихнет понемногу,
Сквозь мирное журчанье тишины
Услышим мы, как жалуются богу
Погибшие в последний день войны.
22 февраля 1944 г.
Никогда не задумывался скольких соотечественников, родных и близких, потеряли в последние дни сражений, те кому удалось остаться в живых.
Сказать “посчастливилось” выжить, не поворачивается язык. А от осознания того, сколько человек погибло от взорванных мин в самом центре Берлина, уже после его взятия, сердце обливается кровью..
Дойдя до конца экспозиции, я снова направился в обратном направлении, чтобы забрать оставленный на входе севший телефон. За это время он зарядился. Забрав его, я подобно корреспонденту, сделал добрую сотню фотографий. Я старался скрупулёзно выбирать ракурс, чтобы в кадр попала каждая деталь. Теперь я могу их передать и вам. Хотя бы приближённо к действительности, насколько это возможно.
Надеюсь мой труд станет дополнением к многолетним стараниям авторов экспозиции.
И если мой этот крохотный вклад, заставит проникнуться к событиям той трагедии хотя бы одного человека.
Если кто-нибудь вместе со мной ощутит глубину задумки автора и оценит её воплощение в многолетнем труде создателей выставки…
значит...
ЖЕРТВА ГЕРОЕВ НЕ НАПРАСНА!
У меня всё.