12 октября легендарному Никите Симоняну исполняется 96 лет. Спартаковец до мозга костей, один из самых авторитетных людей в отечественном спорте до сих пор влюблен в футбол, которому отдал всю жизнь. А еще Никита Павлович большой друг «МК» и, заходя к нам в гости, не скупится на рассказы и охотно делится воспоминаниями. Вот некоторые из них.
О современном футболе
— Не могу слышать, когда говорят, что футбол был другим. Каким другим? Мы что, в темноте играли? Руками голы забивали? Нам по ногам меньше били?
Помню беседу на эту тему с Лобановским. Валерий Васильевич пытался сравнить свое киевское «Динамо» и московских динамовцев, которые ездили в знаменитое турне по Великобритании. Он считал, что киевляне там выиграли бы. Я сказал: «Возможно. Но если бы москвичам дали три месяца на подготовку в современных условиях, они бы сумели победить. Ведь в той команде были выдающиеся игроки и личности: Бесков, Бобров, Семичастный, Хомич...» Талант всегда пробьется. За что бы ни взялся Всеволод Бобров — футбольный мяч, хоккейную клюшку, бильярдный кий или теннисную ракетку — во всем побеждал, все у него получалось. Уникум!
О современных футболистах
— Нет сегодня в футболистах целостности, нет корней. Я всегда был и остаюсь спартаковцем, а Стрельцов не соглашался на уход из «Торпедо». Поэтому и приезжали на матчи красно-белого дубля в Тарасовку, за который играли свои, настоящие спартаковцы, тысячи болельщиков и скупали билеты по 50 копеек. Разве сегодня подобное возможно? Футболисты были гораздо ближе к болельщикам, чем сегодня.
Проще люди были. Мы же и на электричках на матчи ездили — автобус ждал нас у Ярославского вокзала, а до него от Тарасовки в вагоне добирались. С улыбкой вспоминаю, как закупался в заграничных поездках Николай Петрович Старостин. Великий, легенда!.. Выбирал, бывало, вещи, мягко говоря, спорного дизайна. А однажды дочери и вовсе привез из Италии два левых ботинка. Я ему как-то напомнил эту историю, а он говорит: «Никита, ты не все знаешь. Я же эти туфли с родственником обратно отправил и поменял на том развале!»
Об олимпийской медали
— В финале Олимпиады-1956 не смогли принять участие Валентин Иванов и Эдуард Стрельцов, а медали тогда получали только 11 игроков, выходивших в решающем матче на поле. После матча, понимая, что Стрельцов играл на турнире больше меня, я предлагал: «Эдик, забери мою медаль, мне неудобно перед тобой». Но он не взял. Предложил еще раз — так Стрельцов меня так далеко с этой медалью послал, заметив, что он еще молодой и успеет завоевать свою награду. Дальше настаивать не имело никакого смысла.
Автор: Александр Горчаков