Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

Есть ли у тепловоза как и у автомобиля радиатор и можно ли его заправить водой прямо из паровозной гидроколонки?

Оглавление

Идея написать статью на данную тему у меня возникла ещё весной в марте. Я даже сумел отснять подходящие для данной публикации колоритные фото, на которых тепловозы застыли в горловине станции возле паровозных гидроколонок, а вокруг всё ещё виднеются остатки нерастаявшего снега.

Тепловоз серии 2М62 возле паровозной гидроколонки на станции Бологое-Московское. Фото: Алексей Алексеев
Тепловоз серии 2М62 возле паровозной гидроколонки на станции Бологое-Московское. Фото: Алексей Алексеев

Но большая загруженность на работе в депо с бесконечными переработками без выходных из месяца в месяц подряд, всё не давали возможности мне этого сделать.

Итак, есть ли у тепловоза, как и у практически любого автомобиля, радиатор?

Конечно же есть, только называется он здесь несколько иначе. Тепловозу вода не требуется для образования пара, участвующего в процессе тяги, как это было на паровых локомотивах прошлого. Однако, для нормальной работы огромного дизельного двигателя тепловоза и поддержания его оптимального рабочего температурного режима требуется водяное охлаждение.

Шестнадцатицилиндровый четырёхтактный дизель, установленный на тепловозе серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев
Шестнадцатицилиндровый четырёхтактный дизель, установленный на тепловозе серии 2ТЭ116. Фото: Алексей Алексеев

Заправка дизельного двигателя тепловоза производится именно водой, а не тосолом или антифризом. Об этом я писал на канале уже ранее.

А можно ли в случае необходимости заправить дизель тепловоза водой прямо из паровозной гидроколонки?

Чтобы всесторонне ответить вам на этот вопрос, необходимо немного углубиться в тему устройства тепловоза и его механического оборудования, без этого просто нельзя. Банальный ответ на этот вопрос одним словом "да" или "нет" думаю никого из вас читающих не устроит, да и к тому же отпадёт всякая интрига для дальнейшего прочтения этого материала. Поэтому незамедлительно приступим к небольшому экскурсу по техническому устройству тепловоза, а тем более все фото, представленные в статье, как всегда, будут мои авторские, а не тупо взятые на Яндекс картинках.

Вода дизеля охлаждается в специальных водяных секциях шахты холодильника тепловоза. Снаружи они имеют жалюзи для регулирования температурного режима работы дизеля и выглядят вот так.

На секции тепловоза 2ТЭ116, той что стоит справа, хорошо видны боковые и верхние жалюзи шахты холодильника. Локомотивное депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев
На секции тепловоза 2ТЭ116, той что стоит справа, хорошо видны боковые и верхние жалюзи шахты холодильника. Локомотивное депо Великие Луки ТЧ-31. Фото: Алексей Алексеев

Внутри тепловоза шахта холодильника выглядит следующим образом и имеет "чердачную" форму, подобно крышам домов, в которых расположены секции для охлаждения воды.

Самое неудобное и узкое место для прохода из кабины в кабину по дизельному помещению на многих тепловозах  — это шахта холодильника. Особенно затруднён проход на тепловозах серии 2ТЭ116 поздних выпусков и их модификаций (2ТЭ116У, 2ТЭ116УД), а также на тепловозах М62, 2М62, ДМ62, 2М62У, где прямо посреди шахты установлен вал привода вентилятора охлаждения. Фото: Алексей Алексеев
Самое неудобное и узкое место для прохода из кабины в кабину по дизельному помещению на многих тепловозах — это шахта холодильника. Особенно затруднён проход на тепловозах серии 2ТЭ116 поздних выпусков и их модификаций (2ТЭ116У, 2ТЭ116УД), а также на тепловозах М62, 2М62, ДМ62, 2М62У, где прямо посреди шахты установлен вал привода вентилятора охлаждения. Фото: Алексей Алексеев

Наверху шахты холодильника устанавливаются вентиляторы охлаждения (один, два или даже четыре на разных сериях тепловозов), которые через открытые боковые жалюзи засасывают снаружи воздух. Пройдя через водяные секции охлаждения дизеля, захваченный воздух, поступивший через боковые жалюзи, забирает часть тепла с носителей (секций охлаждения) и затем через верхние жалюзи на крыше выбрасывается обратно на улицу.

Система охлаждения дизеля тепловоза состоит из двух контуров: горячего, в котором непосредственно охлаждается вода дизеля) и холодного, где охлаждается вода, циркулирующая через теплообменники, предназначенные для охлаждения масла дизеля.

-5

Система охлаждения дизеля тепловоза имеет расширительный бак, на котором имеется водомерное стекло, с помощью которого контролируется наличие воды в системе.

1-водоспускной кран; 2-переходник; 3-водомерное стекло; 4-днище; 5-обечайка; 6-реле уровня воды; 7-угольник; 8-паровоздушный клапан; 9-промывочная пробка; 10-штуцер 
подвода паровоздушной смеси; 11-вестовая труба
1-водоспускной кран; 2-переходник; 3-водомерное стекло; 4-днище; 5-обечайка; 6-реле уровня воды; 7-угольник; 8-паровоздушный клапан; 9-промывочная пробка; 10-штуцер подвода паровоздушной смеси; 11-вестовая труба

В водяной системе охлаждения тепловозных дизелей должен применяться конденсат или пресная кипяченая и отстоянная вода без механических примесей с добавлением к ней антикоррозионных присадок. Одной из самых распространенных подобного рода присадок является "ИНКОРТ".

На борту тепловоза серии ДМ62 возле шахты холодильника нанесен трафарет "ИНКОРТ", для меня раньше было загадкой, что же это означает. Фото: Алексей Алексеев
На борту тепловоза серии ДМ62 возле шахты холодильника нанесен трафарет "ИНКОРТ", для меня раньше было загадкой, что же это означает. Фото: Алексей Алексеев

Вода для системы охлаждения должна быть прозрачной, пресной, без посторонних примесей, строго соответствовать стандартам ещё старой инструкции МПС № ЦТ ЧС-50.

Экипировка тепловоза серии 2ТЭ116 на ПТОЛ при помощи рукава и соединительных головок. Фото: Алексей Алексеев
Экипировка тепловоза серии 2ТЭ116 на ПТОЛ при помощи рукава и соединительных головок. Фото: Алексей Алексеев

Заправка тепловоза водой стандартным путём производится с любой стороны с помощью заправочных соединительных головок, на которые подсоединяется рукав с соединительной головкой, являющейся ответной частью для заправочных головок.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

По своей конструкции эти головки полностью идентичны тем, что стоят на рукавах воздушных магистралей локомотива.

Соединительная приёмная головка с уплотнительным резиновым кольцом на кузове тепловоза. Фото: Алексей Алексеев
Соединительная приёмная головка с уплотнительным резиновым кольцом на кузове тепловоза. Фото: Алексей Алексеев

Заправка системы водой и слив её может производиться через заправочные (сливные) трубы любого контура, так как перегородка в водяном баке внизу имеет вырез, соединяющий обе ёмкости. При необходимости дозаправки воды в систему охлаждения в пути следования тепловоза предусмотрен ручной насос для дозаправки.

Возвращаясь к теме вопроса о паровозной гидроколонки, стоит сказать о том, что эти указанные способы для заправки системы охлаждения водой в полевых условиях на перегоне или станции, где нет ПТОЛ нам не подойдут. Здесь нужно придумать что-то ещё и рассказать то, о чём ещё я вам пока не говорил.

Маневровый тепловоз серии ТЭМ2 возле действующей паровозной гидроколонки на станции Куженкино. Контактного провода здесь нет, а значит в случае чего можно будет попробовать ещё один способ экипировки водой. Фото: Алексей Алексеев
Маневровый тепловоз серии ТЭМ2 возле действующей паровозной гидроколонки на станции Куженкино. Контактного провода здесь нет, а значит в случае чего можно будет попробовать ещё один способ экипировки водой. Фото: Алексей Алексеев

Кроме того, на экипировочных пунктах, имеющих железнодорожные пути без контактных проводов, систему можно заправлять через горловину водяного бака, расположенную на крыше тепловоза. Многим локомотивщикам приходилось в полевых условиях вот таким образом залезать на крышу и заполнять систему охлаждения при помощи вёдер или поливочного шланга, если была возможность подать воду под давлением.

Заправочная горловина расширительного бака на крыше тепловоза серии ТЭМ2
Заправочная горловина расширительного бака на крыше тепловоза серии ТЭМ2

Если рассуждать чисто теоретически, то имея гибкий резиновый рукав нужного сечения и воронку, можно не поворачивая хобот гидроколонки (который скорее всего просто напросто упрётся в крышу тепловоза по причине того, что она значительно выше уровня тендера паровоза в районе заправочных люков), так и не развернувшись над заправочной горловиной расширительного бака, — можно экипировать тепловоз водой подобно тому, как локомотивные бригады заполняли ей тендеры паровозов.

Фото: Алексей Алексеев
Фото: Алексей Алексеев

На этом всё. Всем спасибо за внимание и до новых встреч!

-14