Вот и декабрь на календаре теперь уже можно сказать что уходящего 2020 года. В регионы России пришли заморозки, холода, стужа, а во многих из них выпал и снег. После длительного перерыва я вновь возвращаюсь к своим читателям на Дзен с новыми мыслями для очередных публикаций.
На моей страничке в Instagram подписчики задали вопрос об особенностях обслуживания и эксплуатации тепловозов в зимнее время, подкинув тем самым мне неплохую тему для публикации. А если говорить про погоду в центральном регионе, то после двух лет отсутствия нормальной зимы, за окном сегодня мы вновь видим картину чего-то действительно похожего на настоящую русскую зиму.
Моих подписчиков заинтересовали такие вопросы:
И я обещал им в ближайшее время ответить подробно на заданные вопросы здесь, на своём канале на Яндекс Дзен, поэтому рассказываю.
Безусловно, в зимний период времени очень усложняется обслуживание и эксплуатация тепловоза, а также его отдельных узлов и агрегатов. Происходит чрезмерное охлаждения воды и масла ввиду пониженных температур наружного воздуха. Ухудшается работа топливной аппаратуры, в более сложных условиях работает "холодильник" (проф. термин означает специальное место, где на тепловозе располагаются секции водяных радиаторов системы охлаждения).
Подготовку тепловозов к зиме начинают проводить заблаговременно ещё в период проведения осеннего комиссионного осмотра при постановке локомотивов на плановые виды технического обслуживания в депо.
В межсезонье, при снижении среднесуточной температуры до +15 градусов Цельсия и ниже, включают в работу топливоподогреватель и проверяют водяные калориферы отопителя кабин управления.
А уже при среднесуточной температуре наружного воздуха +5 градусов Цельсия необходимо провести целый ряд подготовительных мероприятий:
- перейти с летнего вида дизельного топлива на зимнее;
- сменить сезонную смазку во всех узлах и агрегатах (тяговых электродвигателях, моторно-осевых подшипниках, редукторах и т.д.);
- проверить аккумуляторные батареи и плотность электролита, а также утеплить отсек с АКБ;
- установить маты зачехления водяных секций на шахте холодильника (на лето маты снимаются);
- в дизельном помещении нужно утеплить водяные трубопроводы, особенно ведущие на калориферы отопления кабин управления, терморегуляторы воды и масла, а также трубки измерительных приборов;
- проверить плотное закрытие всех дверей, окон и монтажных люков, заглушить на зиму вентиляционные окна;
- и наконец - организовать прогрев тепловозов в депо и пунктах подмены локомотивных бригад при длительной постановке на простой.
Я озвучил далеко не полный список всех мероприятий, которые нужно провести при подготовке тепловоза в зиму, просто не хочу перегружать своих читателей сугубо профессиональной информацией, предназначенной конкретно для ремонтного персонала и локомотивных бригад.
А это правда, что зимой тепловозы нельзя глушить и дизеля так и стоят молотят целыми сутками?
Обеспечение непрерывного прогрева тепловозов в холодное время года - это одна из главных задач в организации их обслуживания и поддержания в технически исправном состоянии. Что произойдёт если замерзнет вода в системе охлаждения дизеля надеюсь объяснять вам не нужно - примерно тоже самое, что и в трубах системы отопления в доме.
Пуск дизеля тепловоза, согласно руководству по их эксплуатации, разрешается производить при температуре воды не ниже 20 градусов Цельсия и масла не ниже 15-20 в зависимости от серии тепловоза (2ТЭ116 например или 2М62).
Кто хоть раз зимой проходил мимо депо, мог заметить, что и днём и ночью дизеля тепловозов кажется молотят без остановки, выжигая за сутки сотни литров дорогостоящего сегодня дизельного топлива. Неужели это на самом деле так и есть? И да и нет, вот так я вам отвечу.
В каждом депо и пункте смены локомотивных бригад зимой вывешены специальные памятки по прогреву, где количество запусков дизеля тепловоза и их продолжительность зависит от температуры наружного воздуха. Как уже сказано было ранее, прогрев начинается при среднесуточной температуре +5 градусов Цельсия и ниже.
Дальше чем ниже температура наружного воздуха, тем чаще становится периодичность запусков дизеля и продолжительность непрерывной работы. А при температуре наружного воздуха минус 15 градусов Цельсия и ниже дизеля тепловозов не глушатся вообще.
В случае, если по каким либо причинам зимой не удастся произвести запуск дизеля (слабая АКБ, неисправность цепей запуска дизеля и т.д.), а температура воды и масла станет стремительно снижаться, то придётся приступить к такой довольно хлопотливой и трудоёмкой процедуре как "расхолаживание" дизеля. Ух, нае***ся и напляшешся на морозе скажу вам честно как машинист (но подробнее об этом поговорим обязательно в другой раз).
Непосвящённые люди часто удивляются такому факту, откровенно говоря совсем не понимая, почему нельзя заглушить дизель и зачем обеспечивать такой длительный горячий простой?
Или рассуждают например о том, что КАМАЗы с дизелями стоят в автотранспортных предприятиях и ничего подобного в плане организации прогрева там нет.
Во-первых я скажу вам о том, что в систему охлаждения локомотивов заливается не тосол как в КАМАЗ, а самая обычная... вода! Это обусловлено тем, что заправочный объём в систему охлаждения тепловоза составляет более тысячи литров. А во-вторых, системы охлаждения дизелей тепловозов далеко не идеальны в плане герметичности. Розничная цена одного литра тосола превышает в несколько раз литр дизельного топлива. Смекаете о чём далее я хочу вам рассказать? В отдельных локомотивных депо в своё время уже проходили такую откровенно неудачную практику замены воды в системе охлаждения тепловозов на более практичный тосол, который как показало время затем бесследно уходил с тепловозов тоннами, как в результате негерметичности системы охлаждения, так и предположительно частых хищений нечистыми на руку работниками.
Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь при желании на мой канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!
Ещё больше ярких жизненных фото на личной странице автора в Instagram