В октябре этого года в журнале Biological Invasions вышла любопытная статья, посвященная взаимоотношениям восточной заборной игуаны (Sceloporus undulatus) и красных огненных муравьев (Solenopsis invicta). Восточная заборная игуана - это вид ящериц, обитающих на юге и востоке США, а красный огненный муравей - инвазивный вид насекомых, родина которого - центральные районы Южной Америки. Статья интересна тем, что посвящена проблеме отношений местной фауны с видом-вселенцем, а конкретнее - некоторым механизмам борьбы с ним.
Красный огненный муравей - мелкий вид: длина тела рабочих особей составляет всего лишь 3-6 миллиметров. В США этот муравей попал в 30-е годы прошлого столетия вместе с грузом, перевозимым морским путем из Южной Америки. Первые муравьи "высадились" в штате Алабама (к западу от п-ова Флорида); в дальнейшем эти насекомые распространились по всему югу США до западного побережья. Всюду красный огненный муравей стал угрозой для местных сообществ; особенно страдали мелкие животные от насекомых, моллюсков и других беспозвоночных до рептилий и птиц (в особенности гнездящихся на земле). Яд огненных муравьев (который они вводят через жало) достаточно силен, чтобы создать неприятности даже человеку (а в некоторых случаях вызвать сильнейшую аллергическую реакцию с летальным исходом), поэтому этот вид быстро был признан опасным инвазивным видом. Местные виды должны были искать способы борьбы с вселенцем, - и у одного из них, кажется, это в какой-то мере получается.
Восточная заборная игуана - один из видов ящериц, страдающих от этого агрессивного вида-вселенца. Но в то же время, заборные игуаны питаются мелкими насекомыми, такими как муравьи. Ученые наблюдали, как ведут себя эти рептилии при встрече с группой огненных муравьев. Разумеется, перед полчищем опасных ядовитых насекомых нужно убегать, но перед этим ящерицы очень быстро и резко "дергаются" всем телом, сбрасывая с себя наступающих муравьев. В это же время они их едят. Исследователи из Университета Пенсильвании поставили задачу выяснить, как меняется иммунный статус ящериц, время от времени питающихся огненными муравьями. После этого они сравнили полученные данные с характерными для тех ящериц, которые не сталкиваются в природе с этими насекомыми.
Отловленных ящериц кормили мертвыми огненными муравьями. Другая группа игуан три раза в неделю получала ужаления от живых муравьев. Затем сравнивался их иммунный статус. Выяснилось, что у тех игуан, что получали муравьев в качестве корма, повышались три показателя. Во-первых, значительно увеличилось количество базофилов в крови (это разновидность лейкоцитов, участвующих в поддержании аллергической реакции); во-вторых, значительно увеличилась активность системы комплемента (это комплекс белков, участвующих в активации иммунного ответа в крови); в-третьих, увеличилось количество иммуноглобулина IgM - антител, возникающих в ответ на присутствие яда огненного муравья. По сути, употребление муравьев в пищу действует на ящериц как вакцина, подготавливая организм к будущим укусам. При сравнении иммунных показателей игуан, поедающих огненных муравьев с теми, что живут вне ареала вида-вселенца, выяснилось, что у последних уровень базофилов в крови значительно снижен. Что интересно, ящерицы, получавшие ужаления в ходе эксперимента, не демонстрировали тех же защитных реакций. То есть в природе заборные игуаны должны именно поедать насекомых.
Это исследование демонстрирует один из механизмов адаптации местного вида к пагубному присутствию вида-вселенца. Разумеется, ящерица не осознает, что "ставит себе вакцину", и во многом это наблюдение логично - ведь этот вид ящериц привык питаться муравьями (некоторым другим рептилиям повезло гораздо меньше, и их численность упала из-за огненных муравьев). Проблема инвазивных видов - одна из острых экологических проблем наших дней, которая требует дальнейших исследований конкретных сообществ.
Если статья понравилась, не забудьте поставить лайк и подписаться на мой канал! ;-)