Найти тему

Есть ли связь между морфологией эмбриона и массой тела при рождении детей после ЭКО

Многочисленные исследования подтвердили, что морфологическое качество эмбриона играет решающую роль в успехе лечения ЭКО:

✔️эмбрион отличного качества связан со значительно более высокой вероятностью успешной имплантации и последующего живорождения.

✔️а у эмбрионов низкого качества частота имплантации ниже.

Хотя имплантация и живорождение могут происходить вследствие переноса эмбрионов субоптимального морфологического качества, лишь в нескольких исследованиях изучалось, связано ли живорождение после переноса эмбриона плохого или удовлетворительного качества с неблагоприятными исходами родов.

В Fertility and Sterility опубликовано исследование, оценившее связь морфологии переносимого эмбриона и веса детей при рождении.

Текущее исследование направлено на изучение того, связано ли качество эмбриона с перинатальными исходами веса при рождении:

birth weight z-score (Z-score) - вес плода по Z-шкале

low birth weight (LBW) - низкий вес при рождении - вес при рождении менее 2500 грамм

small for gestational age (SGA) - малый для гестационного возраста плод - вес при рождении менее 10 перцентиля

large for gestational age (LGA) - крупный для гестационного возраста плод- вес при рождении более 90 перцентиля

В исследование были включены все циклы ЭКО с переносом свежих эмбрионов, приведшие к рождению живого ребенка за 2008–2013 гг.

Были исключены:

-циклы с многоплодной беременностью

-циклы криопереноса

-циклы с переносом 2х и более эмбрионов

-циклы с переносом эмбриона стадии морула

-циклы с исходами родов в сроке менее 23 недель (n = 20)

-циклы с родами новорожденным с чрезмерно большой массой тела при рождении (более 10 кг, n=1) и с гестационным возрастом более 44 недель (n = 4)

Окончательный анализ включал 5869 циклов.

Эмбриолог присваивал оценку качества морфологии эмбриона (плохой, удовлетворительный и хороший), используя определенные критерии, предоставленные Обществом вспомогательных репродуктивных технологий (SART). Эти критерии учитывали такие характеристики эмбриона, как фрагментация, симметрия, внутренняя клеточная масса (ICM) или качество трофэктодермы.

Перинатальные исходы анализировали как массу тела при рождении (в граммах), z-показатель, LBW определяли как массу тела при рождении <2500 грамм (нет или да), SGA определяли как массу тела при рождении <10 перцентиля для гестационного возраста и пола (нет или да), и LGA определялась как масса тела при рождении> 90перцентиля для гестационного возраста и пола (нет или да).

ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Описательный анализ выявил распределение материнских демографических данных, акушерского анамнеза и связанных с циклом параметров среди всех циклов и стратифицированных подгрупп по качеству эмбрионов (таблица 1).

-2

-3

Из 5 869 живорождений

🟢4 172 (71,1%) получили в результате переноса морфологически хороших эмбрионов, тогда как

🟡1 586 (27,0%) получили в результате переноса морфологически удовлетворительных эмбрионов

🔴111 (1,9%) получили в результате переноса морфологически плохих эмбрионов.

Три четверти женщин были европеоидными, примерно одна десятая — азиатками. Примерно половина всех женщин имели нормальный ИМТ. Распределение расы и ИМТ не различалось по качеству эмбрионов.

В тройку ведущих диагнозов бесплодия входили мужской фактор (23,9%), синдром поликистозных яичников (19,1%) и трубный фактор (16,3%).

Женщины, которым переносили морфологически удовлетворительные эмбрионы, были в среднем на полгода старше женщин с эмбрионами хорошего качества (33,0 ± 3,9 против 32,6 ± 3,8; P<0,001).

У женщин, которым был проведен перенос хорошего эмбрионы, в сравнении с женщинами после переноса удовлетворительного, была меньше вероятность выкидыша (38,9% против 42,7%; P=0,012).

Среди 5869 живорождений 44,5% были у женщин после переноса дробящихся эмбрионов и 55,5% от переноса бластоцист. Количество перенесенных эмбрионов не различалось в разных морфологических группах.

При анализе всей исследуемой популяции средняя масса тела новорожденных при рождении, зачатых из морфологически плохих эмбрионов, была несколько выше, чем у новорожденных, развившихся из хороших (3415,8 +/- 562,0 против 3202,7 +/- 639,9; P=0,005) или удовлетворительных эмбрионов (3415,8 +/- 562,0 против 3240,4 +/- 595,4; P=0,024) (табл. 2).

-4

Z-показатели массы тела и частота низкого веса при рождении (LBW), малых для гестационного возраста плодов (SGA) и крупных для гестационного возраста плодов (LGA) были сопоставимы в трех группах.

Однако число живорождений от морфологически плохих эмбрионов было слишком мало для проведения регрессионного анализа.

Результаты регрессии представлены в таблице 3.

-5

Авторы отдельно исследовали исходы в зависимости от стадии развития эмбриона (дробящийся против бластоцисты). Стратифицированный анализ не выявил какой-либо связи морфологии эмбрионов удовлетворительного качества с неблагоприятными неонатальными исходами как для дробящихся эмбрионов, так и для бластоцист (Таблица 4).

-6

При переносе бластоцисты не наблюдалось связи между морфологическим качеством эмбриона и неонатальным исходом. Морфологическое качество эмбрионов не предсказывало массу тела при рождении, LBW, SGA и LGA при преждевременных или доношенных родах (таблица 4).

Авторы наблюдали повышенные шансы крупных для гестационного возраста плодов (LGA) (aOR, 1,53; 95% ДИ, 1,04–2,24), связанные с переносом эмбрионов удовлетворительного качества по сравнению с хорошим качеством. Но авторы не наблюдали повышенных рисков неблагоприятных перинатальных исходов при анализе всех циклов без PGT, отдельно в циклах переноса дробящегося эмбриона или бластоцисты, а также при преждевременных родах или доношенных родах соответственно.

ОБСУЖДЕНИЕ

Текущее исследование, использующее данные клиник ЭКО в Соединенных Штатах, вносит значительный вклад в ограниченный объем существующей литературы, касающейся качества эмбрионов и неонатальных исходов. В данном анализе, включившем более 5800 циклов переноса свежих эмбрионов с одноплодными беременностями и живорождениями, авторы не обнаружили связи между субоптимальным качеством эмбрионов и неблагоприятными неонатальными исходами.

В частности, авторы не наблюдали снижения массы тела при рождении и повышения риска детей с низким весом при рождении (LBW), малых для гестационного возраста плодов (SGA) или крупных для гестационного возраста плодов (LGA) при переносе морфологически удовлетворительных эмбрионов по сравнению с переносом эмбрионов хорошего качества. Большая часть опубликованной литературы согласуется с данными выводами.

В анализе, ограниченном переносом дробящихся эмбрионов после поправки на ключевые искажающие факторы, авторы не наблюдали снижения массы тела при рождении или увеличения рисков LBW, SGA или LGA при переносе эмбрионов с плохим дроблением.

Среди бластоцист авторы не наблюдали связи между морфологией эмбриона и массой тела при рождении, что согласуется с результатами некоторых предыдущих исследований.

Трудно напрямую сравнивать результаты данного исследования, которое включало только общую оценку морфологии бластоцисты, с результатами Licciardi et al. , которые использовали другую систему оценки бластоцисты с отдельными оценками для трофэктодермы и внутренней клеточной массы (ВКМ), а также без общей оценки бластоцисты. Они обнаружили, что масса тела младенца при рождении была значительно выше среди детей, зачатых от бластоцисты с высокой оценкой ВКМ.

Напротив, в другом исследовании, которое включало результаты на основе оценок ВКМ, сообщалось, что более низкая оценка ВКМ (B или C) была связана со сниженным риском преждевременных родов. В каждом из этих двух исследований сообщались данные из их отдельных центров. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, связана ли только оценка ВКМ с перинатальными исходами.

Несколько ограничений требуют рассмотрения. Поскольку в результате переноса эмбрионов низкого качества произошло небольшое количество живорождений, авторы не могут сделать устойчивый статистический вывод из регрессионного анализа перинатальных исходов, сравнивая морфологически некачественные эмбрионы с эмбрионами хорошего качества. Критерии, используемые для оценки качества эмбрионов, могут различаться у разных эмбриологов, и система оценки качества эмбрионов SART не была дополнительно проверена на межэкспертную и внутриэкспертную надежность. Тем не менее, значительное исследование показало, что система оценок, зарегистрированная в SART CORS, обоснованно связана с коэффициентом живорождения, и клиникам-членам SART предлагается использовать стандартные определения хорошей-удовлетворительной-плохой морфологии. Наконец, авторы не могли контролировать эффекты, вызванные различными средами для культивирования эмбрионов и гестационные осложнения, которые могли повлиять на перинатальные исходы из-за отсутствия данных в SART CORS.

ВЫВОДЫ

В циклах с одноплодной беременностью после "свежего" переноса эмбриона субоптимальное качество, как правило, не связано со снижением массы тела при рождении или повышенным риском низкого веса при рождении (LBW), малого для гестационного возраста плода (SGA) и крупного для гестационного возраста плода (LGA).

Среди циклов переноса одного "свежего" эмбриона морфологически удовлетворительного качества эмбрионы могут быть связаны с повышенным риском большого для гестационного возраста плода (LGA).

Необходимы будущие исследования, чтобы увидеть, будут ли такие же результаты отмечены при переносе эмбрионов, подвергшихся биопсии и последующему предимплантационному генетическому тестированию. Кроме того, рекомендуется исследовать взаимосвязь между качеством эмбрионов и перинатальными исходами в циклах переноса одного эмбриона.