Почему мы почитаем мощи святых? Для чего это нужно, и откуда взялась эта традиция, рассказали священники и богослов.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Слово «мощи» от слова «мощь». Преподобный Серафим мощи называет многоцелебными. Приведу такой пример. Возьмём некий сосуд и в этот сосуд нальём благовоние, и потом постараемся вымыть его. Этот сосуд (из-под духов или одеколона) сохраняет запах десятилетиями. И даже больше. Хотя там уже нет никакого содержимого.
Так же и мощи. Каждый человек, особенно святой, является сосудом Святого Духа. И хотя душа ушла уже, но благодать, которая пребывала в этом человеке, сохраняет часто его тело нетленным.
Поэтому эти тела усопшие, иссохшие (а у преподобного Серафима вообще одни косточки остались) — облагодатственны, как благовонный сосуд.
Поэтому миллионы людей из разных концов России приезжают с единственной целью — прикоснуться к мощам и через это благословение получить благодать Святого Духа.
Антоний Русакевич, иерей:
К усопшим мы относимся с благоговением, именно поэтому мы человека всегда погребаем торжественно, с почестями провожаем его в жизнь вечную: отпеваем, молимся, устраиваем поминки… То есть мы не оставляем человека и после смepти.
Но бывает, что Господь являет нам святых, к которым мы относимся с особым благоговением. Почитание святых мощей - это особая церковная традиция. Так же, как и почитание икон. Ничего плохого в этом нет. Мне очень часто люди задают этот вопрос. Видимо, они плохо знают православные традиции.
Владимир Игнатов, протоиерей:
Почитание мощей идёт с самого начала рождения Церкви. Если мы вспомним о том, что христиане ходили в катакомбы и на мощах мучеников и праведников служили Литургии.
Очень много святых отцов пишут о почитании мощей. И если бы источник с водой был бы плохой, невкусный, неполезный, то к нему люди бы не ходили. А раз идут к источнику, то значит знают, что там — хорошая вода.
Точно так же и здесь. Поклонение мощам — это тот же самый источник с чистой водой. Можно приехать в Троице-Сергиеву лавру к мощам преподобного Сергия, а также в другие места… Всё это — источники благодати Святого Духа.
Алексей Осипов, богослов:
Почитание мощей возникло из естественного свойства нашей души. Вспомните, с каким благоговением мы относимся к нашим усопшим: одеваем, укладываем в гроб, погребаем…
С особым отношением мы относимся к тем, кто уже своей жизнью показал, насколько он свят. С ещё большим благоговением мы относимся к тем, от прикосновения к телам которых, мы получаем исцеление. Одно только прикосновение…
Но не нужно смешивать почитание и служение. Единственному, кому мы должны служить — это Богу. И кланяться, и благоговеть, и благодарить…
Что же касается мощей святых... Благодать Божья действует через этого человека, через это тело, через эти мощи. И мы их почитаем, поклоняемся, уважаем.
Но во всём должна быть мера. Иногда это почитание превращается во что-то чрезмерное.
Ещё статья: Насколько полезны поездки по святым местам? Объясняет Алексей Осипов.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
#православие #христианство #алексейильичосипов #религия #бог
#протоиерейдмитрийсмирнов #мощи #святыемощи