Найти в Дзене

Поворотный этап Миикки Кипрусоффа в "Калгари" начался с изменений в экипировке

Мы испытали ностальгию по Финляндии, когда просматривали архивы и глубоко погрузились в историю голкипера, который сыграл, возможно, самую большую роль в финской революции вратарей в НХЛ: вашему вниманию Миикка Кипрусофф.

Невероятный поворот, произошедший с тихим финном после того, как его обменяли в "Калгари Флэймз" из "Сан-Хосе Шаркс", включал в себя некоторые конкретные технические изменения в экипировке под руководством тренера вратарей "Флэймз" Дэвида Марку, но, возможно, самой интересной частью было то, что он рассказал о застенчивом голкипере в некоторых из историй ниже.

Микка Кипрусофф - комок нервов? Это слишком абсурдно. Легче представить Кипрусоффа с болезненно мягким голосом в стендап-комедии, чем представить, как он трясется в коньках перед игрой. Но именно так, по словам невозмутимого финна, он чувствовал себя накануне своего первого матча в "Калгари Флеймз".

“Конечно, я нервничал”, - настаивает Кипрусофф. “За год до этого у меня был не такой сильный сезон, и когда я вернулся на тренировочный сбор, было совершенно ясно, что я не буду играть в Сан-Хосе. Так что я работал так усердно, как только мог и знал, что если я собираюсь переехать, я должен быть готов к этому. Так что для меня было действительно важно хорошо начать”.

Учитывая неопределенное положение Кипрусоффа в то время – он наблюдал за играми "Шаркс" из ложи прессы до того, как бывший тренер Дэррил Саттер обменял его на выбор во втором раунде драфта 16 ноября 2003 года – нервозность понятна.

Но теперь, с трофеями Везины и Дженнингса, путешествием в Финал Кубка Стэнли, его именем в книге рекордов НХЛ по лучшему показателю по пропущенным голам в среднем за сезон и знаменитым бесстрастным лицом под маской, почти невозможно представить, что, возможно, лучший вратарь мира когда-либо беспокоился о своем месте в лиге, в которой потом доминировал.

С другой стороны, многое изменилось с тех пор, как Кипрусофф приехал, чтобы помочь перевернуть с ног на голову франшизу "Флэймз", начиная с того факта, что он просто больше не был прежним вратарем.

Среди многих изменений, внесенных Миккой Кипрусоффом в Калгари, - немного более свободное положение щитков, больше узлов в косичке шнурков на носке щитка, чтобы коньки легче доставали до льда, что также ослабляет давление на бедра и колени и позволяет ему быстрее вставать из баттерфляя.
Среди многих изменений, внесенных Миккой Кипрусоффом в Калгари, - немного более свободное положение щитков, больше узлов в косичке шнурков на носке щитка, чтобы коньки легче доставали до льда, что также ослабляет давление на бедра и колени и позволяет ему быстрее вставать из баттерфляя.

Работая с бывшим тренером вратарей "Флэймз" Дэвидом Марку, он внес значительные изменения в свой репертуар остановки шайб. Он улучшил свою игру с шайбой, перевернув руку в ловушке а-ля Марти Турко; добавил технику игры у штанги с одним опущенным щитком (реверс); и, возможно, самое главное, добавил скольжение в баттерфляее и подъем из него в и без того мощную манеру игры.

“Например, когда вы опускаетесь, вам не обязательно всегда подниматься, если шайба близко, вы используете свои ноги и остаетесь внизу”, - сказал Кипрусофф. “Я немного попробовал это в Сан-Хосе, но с тех пор, как я здесь, я многому научился, и я думаю, что прямо сейчас это одна из самых сильных сторон моей игры”.

Наблюдая за тем, как Кипрусофф легко скользит по льду на своих щитках, трудно представить, что всего четыре года назад он действительно не знал, как вставать из баттерфляя на правильную ногу. Но в Сан-Хосе ему это было не нужно.

Как и большинство учеников легендарного гуру вратарей Уоррена Стрелоу, который скончался накануне плей-офф 2007 года, сильная сторона игры Кипрусоффа заключалась в выборе верной позиции.

Да, вратари “Шаркс” по-прежнему совершали сейвы баттерфляем (или, как называл это Стрелоу, "V"), но обычно они вставали на коньки, прежде чем снова совершить движение в сторону, вместо того, чтобы оттолкнуться коньком, все еще стоя на коленях.

“Когда вы работаете в Сан-Хосе с Уорреном Стрелоу, все зависит от позиции, глубины и идеальной ловли шайбы, благодаря этому и достигаются отличные результаты”, - сказал Марку. “У него отличная база с точки зрения выбора позиции. Он получил это в Сан-Хосе, но опять же, это парень, который настолько атлетичен, гибок и у которого настолько сильные ноги, вы должны использовать все его сильные стороны”.

Сейчас не так много вратарей, которые так же хорошо двигаются на коньках или скользят в стороны так плавно, как Кипрусофф, благодаря его исключительной силе ног и гибкости.

“Самое главное, когда он пришел к нам, было начать с правильной ноги и передвигаясь, закончить на правильной ноге. Он видел, как это делают 90% вратарей в НХЛ, но не было никого, кто мог бы это улучшить. А теперь он даже не думает об этом. Технически он понял, что при атаке под углом, если вы опускаете центр тяжести, используя технику опускания на один щиток, вы можете быстрее накрыть шайбу, вы ближе ко льду, вы прикрываете все, и вы можете отталкиваться и нагружать эту ногу и тому подобное. Он видит, как это делают другие вратари, и ты многому учишься у других парней. У него невероятный талант, и теперь, когда я вижу, как разные ребята играют определенным образом, у них развивается новый образ мышления”.

Марку поспешил добавить, что Кипрусофф не является и никогда не будет “вратарем с идеальной техникой”. Он не блокирует шайбу, за исключением тех случаев, когда этого требуют определенные ситуации, обычно связанные с помехами перед воротами. Вместо этого Кипрусофф сохраняет очень активные руки, даже когда он на коленях или двигается в баттерфляе, что позволяет ему контролировать шайбы и сократить количество отскоков.

Микка Кипрусофф улучшил положение ловушки, но, как мы видим здесь на недавней тренировке, по умолчанию она по-прежнему переворачивается ладонью от бросающего.
Микка Кипрусофф улучшил положение ловушки, но, как мы видим здесь на недавней тренировке, по умолчанию она по-прежнему переворачивается ладонью от бросающего.

Посмотрите на положение ловушки, которая повернута ко льду. Это результат работы старого тренера вратарей в Финляндии, который любил ставить шайбы в линию и бросать их в Кипрусоффа.

Естественно, его первым инстинктом не всегда было отбивать броски.

“Сначала он закрывал свое лицо, а затем был готов отбивать броски”, - сказал Марку об уникальном положении ловушки. “Я не могу это изменить в нем”.

Каким бы несовершенным это ни было в техническом смысле, движение ловушки Кипрусоффа помогает ему создавать ритм, и, учитывая невероятные спасения ловушкой, на самом деле нет необходимости менять эту естественную способность до тех пор, пока он может видеть шайбу.

Именно тогда, когда он не может ее видеть, когда ему нужно перейти в блокирующую стойку, Марку заставляет Кипрусоффа отказаться от привычки опускать ловушку в низ, потому что это просто не обеспечивает такого закрытия площади ворот, как более открытое, вертикальное положение перчатки.

Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что он улучшил свою технику. Вместе с этим появилась некоторая последовательность, которой не хватало во время того рокового старта в Сан-Хосе в 2002 году. Но что действительно выделяет Кипрусоффа из толпы, так это его сверхъестественные природные навыки и гибкость, подобная жевательной резинке.

О, и мы уже упоминали о руках?

“Лучшие руки в НХЛ?” - риторически спросил Марку. “Это не Сидни Кросби, это Микка Кипрусофф”.

-3

Руки всегда были преимуществом Кипрусоффа. То же самое относится и к личности финна, которая заставляет большинство посторонних задаваться вопросом, есть ли она у него вообще.

Товарищи Кипрусоффа по команде знают лучше. Они знают, что за труднослышимым голосом, используемым для интервью СМИ, скрывается сильный соперник, способный либо разжечь, либо успокоить их в зависимости от ситуации. Они знают, что как бы сухо он ни держался в прессе, в раздевалке он шутник. Может быть, не настолько энергичный, как бывший дублер, ставший нынешним тренером вратарей Джейми Макленнан, но не менее эффективный.

“Он один из самых забавных людей, которых я когда-либо встречал”, - сказал Йохан Хедберг, который год жил с Кипрусоффом в Кентукки в АХЛ. “Я начинаю смеяться просто когда смотрю на него”.

-4

“У него очень хорошее чувство юмора, но оно сухое”, - добавил бывший защитник "Флэймз" Эндрю Ференс, который сейчас находится в Бостоне. “Он остроумен, но он определенно сам по себе. Мне трудно это описать, но я знаю его довольно хорошо. Он просто хороший, веселый парень, который играет под свою собственную песню”.

Ференс не одинок в своих попытках описать Кипрусоффа.

Даже в Калгари, где популярность вратаря быстро выросла и он мог соперничать даже с капитаном Джеромом Игинлой, о Кипрусоффе на самом деле известно мало. Даже товарищи по команде на самом деле не знают какой он вне льда, где он предпочитает держать свою жизнь с подругой Сейди и их маленьким сыном Ааро в секрете.

“Я думаю, он выбирает время, когда хочет открыться, например, когда чувствует себя в безопасности”, - сказал Хедберг.

Поэтому неудивительно, что Кипрусофф однажды причислил к своим хобби чтение и рыбалку - любимое летнее времяпрепровождение в коттедже “у черта на куличках” в Финляндии, где он наслаждается тихими утрами в одиночестве, и никто не знает, где он находится.

“Даже я не могу поговорить с ним летом”, - сказал давний бывший товарищ по команде Веса Тоскала. “Я звоню ему и оставляю сообщение, а он никогда мне не перезванивает”.

Все это сделано специально. Рыжебородый финн с мягким голосом хочет сохранить свою личную жизнь в тайне, что привело к тому, что одна городская газета назвала его международным человеком-загадкой "Флеймз".

-5

“Мне это нравится”, - сказал Кипрусофф об этом прозвище.

Однажды в Финляндии, когда Кипрусофф и экс-вратарь "Коламбуса" Фредрик Норрена были в числе четырех игроков, отправленных на часовую пробежку в лес их командой TPS Turku. В то время как Норрена и один из других вратарей вышли на пробежку, более молодой Кипрусофф остался с другим вратарем постарше, поедая чернику в течение часа, прежде чем присоединиться к Норрене на обратном пути.

Или чемпионат мира среди юниоров 1996 года, когда Кипрусофф и его будущий товарищ по команде "Шаркс" Тоскала напугали финский тренерский штаб, намазав лица детской присыпкой, чтобы все выглядело так, будто они больны. Или годы спустя в Сан-Хосе, когда Тоскала обратился к Кипрусоффу за помощью после напряженной тренировки, но обнаружил, что его партнер по тренировкам стоит на коленях без маски и ест энергетический батончик.

Или в течение всего его первого сезона в АХЛ, когда партнер Хедберг был вынужден работать переводчиком Кипрусоффа, который в то время говорил уже как по-шведски, так и по-английски. Так почему бы не говорить самому? Потому что новички должны были носить все сумки, задача, которая его не впечатлила, и он сумел избежать этого, притворяясь тупым весь сезон.

-6

“Его английский был достаточно хорош, чтобы он мог понимать, что говорят все, но всякий раз, когда ему это было нужно, он использовал меня в качестве переводчика, чтобы не делать то, чего он не хотел делать”, - со смехом вспоминал Хедберг. “Он говорил: "не понимаю, никакого английского языка", и смотрел на меня в духе "я могу дурачить этих парней все время". Это было потрясающе. Он делал это таким забавным образом”.

И, похоже, всегда это сходило с рук.

“Легко провернуть что-то, потому что никто не верит, что это был я, потому что я хороший, тихий парень”, - сказал Кипрусофф The Sun. “В большинстве случаев я могу уйти, а они будут обвинять друг друга. Это самая лучшая шутка”.

Однако не путайте это чувство юмора с отсутствием трудовой этики.

“Нам было очень весело вместе”, - сказал Хедберг. “Но он очень, очень серьезно относится к тому, что он делает, хотя иногда может показаться, что ему все равно, но я знал, что он чрезвычайно серьезно относится к своей работе, к своему вратарскому амплуа”.

Вратарь "Калгари" Миикка Кипрусофф в игровые дни делает растяжку по три часа: 45 минут до и после утренней раскатки и еще 45 до и после игры.
Вратарь "Калгари" Миикка Кипрусофф в игровые дни делает растяжку по три часа: 45 минут до и после утренней раскатки и еще 45 до и после игры.

У Кипрусоффа начал работу с первым тренером вратарей, когда ему было 10 лет в Финляндии, но он не добавлял элементы баттерфляя, такие как скольжение, правильное положение ног или реверс, или один щиток внизу, до тех пор, пока не приехал в Калгари.

Кипрусофф пошел по стопам своего отца, Ярмо, когда впервые встал в ворота, но старший брат Марко, игравший за "Монреаль" и "Айлендерс", оставил его там, чтобы он мог противостоять броскам своих более старших друзей по уличному хоккею.

“Мой брат всегда говорил: "Вставай в ворота. Это будет потрясающе”, - сказал он. “На самом деле я не хотел вставать туда, но...“

Встав в ворота, Кипрусофф оказался в нужном месте в нужное время для молодых вратарей. Поскольку финская федерация сосредоточилась на совершенствовании на международном уровне за счет вратарей, каждый молодой вратарь получил специальные инструкции по амплуа.

-8

Кипрусоффу было шесть лет, когда он получил свою первую экипировку. В течение четырех лет он также занимался со своим собственным тренером вратарей.

“Я думаю, мы начали, когда мне было лет 10, к нам приходил парень и тренировал нас отдельно по крайней мере три раза в неделю, иногда чаще”, - сказал Кипрусофф. “Это, конечно, хорошо, но когда ты молод, я думаю, ты должен помнить, что это должно быть весело, и ты не можешь делать слишком много серьезных вещей, как мы делаем сейчас. Это больше похоже на игру и хорошее времяпрепровождение, но я думаю, что хорошо, когда есть кто-то, кто покажет тебе некоторые базовые вещи. Хорошо уметь кататься на коньках именно как вратарь уже в раннем возрасте”.

Кипрусофф продолжал играть за юношескую команду Турку и был в составе юниорской сборной Финляндии, прежде чем был задрафтован в пятом раунде "Сан-Хосе" в 1995 году. После пары сезонов в шведской элитной лиге Кипрусофф перебрался за океан и сразу же добился успеха с "Кентукки" в АХЛ, появившись в паре матчей всех звезд и нескольких с "Шаркс", прежде чем окончательно перейти в НХЛ в сезоне 2001/02, сыграв 20 матчей как дублер Евгения Набокова.

-9

Поскольку Набоков был втянут в переговоры о контракте в начале следующего сезона, Кипрусофф получил свой первый шанс стать вратарем номером один команды НХЛ. Но "Шаркс" начали плохо, что стоило Саттеру должности главного тренера, а Кипрусоффу места в основном составе "Сан-Хосе".

Застряв позади Набокова и Тоскалы в следующем сезоне, все, что он мог делать, это усердно работать на тренировках, наблюдать игры из ложи прессы и ждать обмена. Тогда было так же трудно представить, что он получит трофей Везины, как сейчас думать, что спокойный Кипрусофф мог нервничать, когда произошла сделка.

“Вы должны верить в себя”, - сказал Кипрусофф. “Мы работали в Сан-Хосе с Уорреном Стрелоу, он отлично подходил молодым вратарям. Мысленно он подталкивал нас, он был позитивен и очень важен для меня”.

До и после сделки Стрелоу всегда сохранял свою веру в то, что для Кипрусоффа возможны большие свершения.

-10

После прибытия в Калгари Кипрусофф имел статистику 24 победы, 10 поражений и 4 ничьи, финишировав с рекордными на сегодняшний день 1,69 голами в среднем за игру и делил первое место по проценту отраженных бросков 93,3%. Он провел 5 сухих матчей и получил второе место в голосовании за Везину, в основном из-за позднего начала сезона и еще одного месяца, пропущенного из-за растяжения левого колена.

Именно в это время Кипрусофф начал переворачивать свою ловушку а–ля Марти Турко для улучшения игры с шайбой – “Хорошо иметь два варианта, с удобной и неудобной руки, так что мне это подошло", - сказал он.

Рутина Кипрусоффа включает в себя трехчасовую растяжку в день игры, начиная с 45 минут до и после утренней раскатки, и 45 до и после игры.

“Он всегда уходит последним”, - сказал Марку. “Он как Ferrari, и если вы будете регулярно заниматься техническим обслуживанием, то сможете получить массу острых ощущений от этого Ferrari. Он понимает эту концепцию, и он понимает, что ему уже не 25, и если он хочет играть долго, он должен заботиться о себе”.

-11

Очевидно, дни, когда он притворялся, что бегает по лесу, прошли.

“Для меня это большое дело. Я играю много игр, и забота о своем теле имеет огромное значение”, - сказал Кипрусофф. “Когда ты становишься старше, ты становишься умнее и знаешь, что тебе нужно сделать, чтобы быть готовым. Когда ты становишься старше, тебе приходится работать все усерднее и усерднее. Когда ты молод, ты можешь просто прийти на игру и быть к ней готовым. Но прямо сейчас становится все более и более важным размяться или остыть после игры и по-настоящему позаботиться о себе”.

Кипрусофф также лучше готовится, используя видео, предоставленное Марку, чтобы подготовиться к новой игре, к каждой новой команде иначе, чем к предыдущей, и говорит, что видео стало “большой частью его игры”.

“Он перфекционист. Это проявляется в его способности приспосабливаться к другой команде каждый новый день, перепрограммироваться”, - добавил Марку. “Он должен каждый день настраивать свой мозг на новую команду, новые черты игроков, игру в неравных составах и как другие команды играют в чужой зоне”.

Марку особенно нравились ракурсы съемки из-за ворот, которые позволяют вратарю увидеть развитие игры будущих соперников и его собственные прошлые выступления.

-12

“Он видит себя, как в видеоигре, где вы можете выбрать желаемый вид, так что это бесценно”, - сказал он. “Вы можете поговорить с ним об этом, чтобы убедиться, что конек находится внутри ворот, и он видит там свой конек, это мысленные образы и чувства. Он не смотрит на свой конек, когда делает это в игре, но он чувствует, что с ним все в порядке у штанги. Он очень хорош в этом, извлекая мысленные образы из видео”.

Кипрусофф сильно изменился на видео с тех пор, как прибыл в Калгари в качестве вратаря, который каждый раз вставал на коньки из баттерфляя. Учитывая, что в его копилке теперь значится рекорд побед "Флеймс" за всю историю, а более стойкие к эволюции сверстники, такие как Тоскала, не играют в лиге, трудно спорить, что все случилось к лучшему.