Найти в Дзене

Экспонаты с Горьковской магистрали в Музее железных дорог России

Оглавление

В Музее железных дорог России работает временная выставка, посвящённая Горьковской железной дороге. Она находится в блоке «Н», рядом с поворотным кругом.

Горьковская магистраль с момента своего основания связывала центр России с Поволжьем

Что можно будет узнать на выставке? Она расскажет о первых проектах дороги, о специалистах и рабочих, привлечённых к её строительству, об уникальных инфраструктурных решениях. Посетители узнают, какое значение имела железная дорога в сообщении центра России с Костромской и Нижегородской губерниями, какую важную роль сыграла эта дорога в годы Великой Отечественной войны.

В Музее железных дорог России есть два экспоната, прибывших с Горьковской магистрали: пассажирский тепловоз ТЭП10-163 (1965) и грузовой электровоз переменного тока ВЛ60К-065 (1960).

Пассажирский тепловоз ТЭП10-163

-2

Грузовые перевозки в России всегда были очень значимы. Тем не менее, с ростом благосостояния населения, потребность в пассажирских перевозках также стала нарастать. Новый пассажирский тепловоз разработали на Харьковском заводе транспортного машиностроения, взяв за основу грузовой тепловоз ТЭ10. Пассажирский локомотив получил название ТЭП10. Отличало его наличие редуктора, рассчитанного на высокие скорости работы.

До 1968 года выпустили 335 таких машин.
До 1968 года выпустили 335 таких машин.

Тепловозы ТЭП10 массово эксплуатировались до 1980-х годов. Последним депо, где использовался тепловоз ТЭП10, было депо Муром Горьковской железной дороги. Там ТЭП10 водили пригородные поезда вплоть до 2006 года.

Представленный в музее тепловоз ТЭП10-163 был выпущен в 1965 году. Он поступил на Приволжскую железную дорогу, откуда в 1977 году был передан на Горьковскую. Из депо Агрыз этой дороги тепловоз прибыл в музей весной 1991 года.

-4

Грузовой электровоз переменного тока ВЛ60К-065

Первый в СССР электровоз переменного тока ОР22 (Октябрьская революция) был построен в далёком 1938 году. Но в то время ещё не было участков, электрифицированных на переменном токе и его использование ограничилось пробными поездками по экспериментальному кольцу ВНИИЖТа на подмосковной Щербинке.

А вот в 1955-1956 годах подмосковный участок Ожерелье-Павелец был электрифицирован на переменном токе напряжением 20 тысяч Вольт (20 кВ), которое вскоре было увеличено до 25 кВ. Для него была построена небольшая серия электровозов НО (Новочеркасский однофазный), оказавшихся вполне работоспособными локомотивами.

Первой крупной серией электровозов переменного тока стали Н6О (Новочеркасский шестиосный однофазный), впоследствии названными ВЛ60. Аббревиатура ВЛ обозначает Владимир Ленин.

Первой крупной серией электровозов переменного тока стали Н6О
Первой крупной серией электровозов переменного тока стали Н6О

Они были значительно мощнее постоянников ВЛ23. Механическая часть электровозов ВЛ60 значительно отличалась от всех других ранее построенных советских электровозов.

-6

Первоначально электровозы оснащались ртутными выпрямителями (игнитронами), затем их стали выпускать с кремниевыми выпрямителями, что нашло отражение в индексе «К». Ранее выпущенные электровозы также постепенно переоснащались новыми выпрямителями, при этом к обозначении серии добавлялся индекс «К». Часть электровозов выпускалась с измененным передаточным числом тягового редуктора для достижения более высоких скоростей движения и предназначалась для тяги пассажирских поездов, эти электровозы обозначались ВЛ60п и ВЛ60п/к.

Электровоз построен Новочеркасским электровозостроительным заводом в 1960 году. Работал на Красноярской, Восточно-Сибирской, Северной и Горьковской железных дорогах. Поступил в Музей из депо Муром Горьковской железной дороги в 1997 году.

Краткая историческая справка о Горьковской железной дороге

Горьковская магистраль является одной из старейших железных дорог России. В 2022 году ей исполняется 160 лет. История магистрали начинается от Московско-Нижегородской железной дороги, открытой на заре паровозостроения в 1862 году.

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 1830-м годам. Первое заявление о строительстве дороги поступило в 1847 году, однако окончательный проект был утвержден лишь в 1857 году. Строительство было разделено на два участка Москва - Владимир и Владимир — Нижний Новгород.

1 августа 1862 года в 15 часов из Нижнего Новгорода отправился первый пассажирский поезд, открыв регулярное движение по всей Московско-Нижегородской железной дороге. Для начала движения была выбрана дата, приуроченная к ежегодному открытию Нижегородской ярмарки.

За долгие годы существования Горьковской железной дороги на ней сменялись поколения поездов, совершенствовались технологии и процессы. Более подробно об этом вы можете узнать, посетив тематическую выставку в Музее железных дорог России!

Приходите узнать об истории и полюбоваться экспонатами Музея. Билеты можно купить в кассах и на сайте: https://tickets.rzd-museum.ru/ru/#id=1

Подписывайтесь на канал и на наши социальные сети — у нас много интересного:

Дзен: https://zen.yandex.ru/rzdmuseum

ВКонтакте: https://vk.com/rzd_museum

Одноклассники: https://ok.ru/group/56865883291789

Рутуб: https://rutube.ru/channel/25384434/

Всегда ждём вас в гостях!