Найти тему
История. А вы знали?

Туннель Саланг: Роль СССР в строительстве туннеля в Афгане, зачем и почему были потрачены советские миллионы

Оглавление

После Великой Отечественной войны Советский Союз задумался о создании коалиции своих союзников. Поэтому он помогал многим странам, и делал это совершенно безвозмездно.

Правда, тогда еще в СССР не знали, что благодарности за это ожидать не придется. Вспомнить сегодня можно страны Варшавского договора, которые Красная армия освободила от гитлеровцев.

И после войны, несмотря на то что своя страна лежала в руинах, Союз помогал своим якобы союзникам. За это теперь каждое из подобных государств доказывает, что это была не помощь, а оккупация, и русские вели себя ничуть не лучше Гитлера.

Соперничество за Афганистан

Уже в пятидесятые годы прошлого века СССР обратил свое внимание на Афганистан. Дело в том, что то же сделали американцы, и нельзя было допустить, чтобы эта страна полностью попала под их влияние.

-2

Поэтому Советский Союз принялся строить в Афганистане в надежде переплюнуть по щедрости Америку. Были построены дороги, множество мостов, канал для орошения полей, газопровод, заводы, и это, не считая таких объектов, как школы и больницы.

Тогда в этой стране правил король Мухаммед Захир-шах. Судя по всему, человек он был не глупый, поэтому дружил и с СССР, и с США, пока те наперегонки старались заработать его благодарность.

Массив Гиндукуш

Афганистан был в то время разделен на две части, и дороги между ними были почти не проходимыми. Работа по созданию современной трассы была трудной, поэтому Америка и Советский Союз решили свои усилия объединить.

-3

Они начали строительство с противоположных сторон. Но по ходу трассы стояла горная гряда Гиндукуш. Если ее обходить, то пришлось бы увеличить протяженность дороги на 300 км.

Желательно было построить тоннель через массив горы. Глава Афганистана вначале предложил взяться за этот проект Америке и Европе. Но те на отрез отказались – у них не было специалистов, которые могли бы такую работу выполнить.

Метрострой

Подумав, Советский Союз предложил свои услуги. Приятно было утереть нос Западу. В Кабул прибыли Метростроевцы, и начались изыскания. В ходе проектирования советские специалисты изобрели аж 12 технических решений, которые до этого в мире нигде не применялись.

-4

Тоннель начали пробивать с разных концов, используя для этого буровзрывной метод. Для того, чтобы следить за погодными условиями даже были выстроены две метеорологический станции.

Нужно сказать, что Саланг находится от уровня моря на высоте 3363 метра. В то время это был самый высокогорный проход сквозь гору в мире. Строить начали в 1960-м году, и в месяц проходили только 90 метров,в то время как длина тоннеля должна была составить 2,67 км.

Хотя специалисты были советские, и проект тоже был их, строительство должно было вестись силами инженеров и рабочих Афганистана. СССР, на самом деле, должен был только предоставить всю технику, и осуществлять консультации и наблюдение за ходом работ.

-5

В реальности советские инженеры принимали в процессе самое активное участие, потому что у афганцев не было достаточной квалификации. Кстати, самое большое ЧП случилось на этой стройке, когда произошло землетрясение.

Техника безопасности и технология производства были на недосягаемой высоте. За четыре года все работы были произведены и сооружение вступило в эксплуатацию. Тоннель Саланг и до сих пор верно служит республике Афганистан, и 10 тысяч автомобилей ежедневно проезжают сквозь него.