Тенденция на цифровизацию российской экономики привела к критической нехватке специалистов в области ИТ, поэтому приходится констатировать падение качества подготовки специалистов.
Мы в MediaTen проявляем трепетное отношение к данной теме. В соответствии с регламентом нашей работы, принято каждые три месяца фиксировать теоретические и практические знания наших разработчиков через процедуру грейдирования.
Мы понимаем, что теоретическая подготовка сотрудников должна проводиться непрерывно, а не от случая к случаю. В попытке найти баланс между всесторонним контролем, и благоприятным микроклиматом в компании родилась концепция системы тестирования.
Система была спроектирована таким образом, чтобы обеспечить ненавязчивое, но системное тестирование сотрудников по различным аспектам программирования и не только. Система подразумевает разделение вопросов на тематические группы, на каждую из которых сотрудник может подписаться по своему желанию.
На текущий момент основные темы — это "Backend" и "Frontend". Дополнительно мы запустили также и английский язык, чтобы повысить и поддержать уровень языка для чтения профессиональной документации.
Вопросы составляются с опорой на те теоретические знания, которые востребованы на рынке IT, опираясь на наш реальный опыт разработки и допущенные когда-либо ошибки, что позволяет нам не допустить их в будущем.
В темах мы собрали наиболее важные теоретические аспекты, принятые в современной теории программирования, такие как:
- ООП, SOLID, ACID, стандарты написания кода, архитектурные паттерны программирования, реляционная теория и т. д.
- Требования к фундаментальным знаниям самих языков и технологий разработки, которые мы используем в своей работе: HTML + CSS, JavaScript, PHP, SQL, Bash.
Для нас важно, чтобы наши программисты знали и умели работать не только в фреймворках, но и понимали архитектурные и структурные тонкости самих технологий.
Каждый день система выбирает несколько случайных тем отдельной категории. В системе предусмотрено, чтобы вопросы не повторялись в течение заданного периода. При этом количественные характеристики системы были реализованы настраиваемыми: от глубины просмотра в историю до времени начала и конца проведения опросов. Логика системы предполагает, что вопросы равномерно распределяются в течении заданных временных границ.
Посредником между системой и сотрудником мы выбрали Telegram чат-бота. Выбор обусловлен тем, что наши сотрудники активно используют данный мессенджер, а API для него является весьма продуманным и многофункциональным.
Система рассылки может быть реализована на любой платформе, т. к. вся работа осуществляется посредством реализации общих интерфейсов и соглашения о структуре данных.
Наш бот написан на Nest.js, в виде отдельного репозитория. Связь между ними и самой системой осуществляется посредством обмена запросами так мы добились независимости двух частей нашей системы. При проектировании архитектуры мы стремились в полной мере соблюсти принципы SOLID и требования архитектуры RESTful.
Мы считаем, что система получилась достаточно гибкой, что позволит нам ее расширять и масштабировать. Гибкость системы также состоит в том, что она предлагает простой механизм, который может быть применён и в других сферах деятельности.
Внедрение системы тестирования началось в январе 2022 года. На момент публикации данной статьи нашему проекту чуть меньше года.
Чего же мы добились за это время?
На данный момент база состоит из 520 вопросов, при этом каждый сотрудник имеет право не только предложить свои вопросы, но и указать на неточность формулировки того или иного вопроса/варианта ответа. Мы стараемся еженедельно добавлять новые вопросы, чтобы всесторонне развивать теоретические знания своих разработчиков.
Как-то раз, после очередного вопроса бота, у нас даже разгорелись жаркие дискуссии относительно классификации MVC. По инициативе наших дискутирующих мы собрались вместе для всестороннего обсуждения этого вопроса. Истину не установили, но классно провели время. Для нас такие митапы являются одним из неоспоримых факторов успешности эксперимента, так как интерес сотрудников к изучению дополнительного материала сильно возрос.
Система успела задать более 25 тысяч вопросов. Из них сотрудники успешно ответили более чем на 17 тысяч.
В нашей системе могут посмотреть статистику билета не только Администраторы и Руководители отдела, но и сам Пользователь.
Исходя из этого он сможет составить собственную картину своих профессиональных знаний
В заключении хочется сказать, что благодаря системе тестирования заметен существенный рост сотрудников в теоретической части. Для более репрезентативного анализа мы решили организовать проведение AB-тестирования. Так мы сможем дать исчерпывающую количественную оценку эффекта от внедрения системы тестирования в целом. Об этом и многом другом, читайте в других наших статьях.
#mediaten #telegrambot #nestjs #грейдирование #разработка