Роскошный Воспитательный дом, куда в 1923 году переехала редакция.
В то время здание называлось Дворцом труда.
Из дневника Булгакова: «25 июля 1923. Жизнь идет по-прежнему сумбурная, быстрая, кошмарная. К сожалению, я трачу много денег на выпивки. Сотрудники «Гудка» пьют много. Сегодня опять пиво. Играл на Неглинном на биллиарде. «Гудок» два дня, как перешел на Солянку во «Дворец Труда».«Записки на манжетах» в Берлине до сих пор не издали, пробиваюсь фельетонами в «Накануне>». Роман из-за работы в «Гудке», отнимающей лучшую часть дня, почти не подвигается. Москва оживлена чрезвычайно. Движения все больше. червонец сегодня стал 975 миллиардов, а золотой рубль — 100. Здорово?»
К сожалению, здание оказалось на реставрации и отснять материал для будущей видеоэкскурсии удалось мало. Поэтому насладимся прекрасной решёткой бывшего "Дворца Труда".
Арон Исаевич Эрлих вспоминает:
Редакция наша меняла адреса: с Басманной улицы перебралась в Чернышевский переулок, затем с Чернышевского перекочевала на Солянку, во Дворец Труда, где разместились центральные комитеты всех профессиональных союзов страны. Дворец Труда — это тот самый «Дом народов», что впоследствии описан был Ильфом и Петровым в романе «Двенадцать стульев».
В этом здании с необъятными коридорами и обосновался «Гудок» уже надолго. Большая группа молодых литераторов дружно работала здесь многие годы.
Днем Булгаков писал фельетоны для «Гудка», вечерами трудился над произведениями.
Любовь Белозерская (вторая супруга писателя) вспоминает:
Михаил Афанасьевич работает фельетонистом в газете «Гудок». Он берет мой маленький чемодан по прозванью «щенок» (мы любим прозвища) и уходит в редакцию. Домой в «щенке» приносит читательские письма — частных лиц и рабкоров. Часто вечером мы их читаем вслух и отбираем наиболее интересные для фельетона.
Из дневника Михаила Булгакова:
27августа 1923. "Гудок" изводит, не дает писать.
3 сентября 1923.Я каждый день ухожу на службу в этот свой «Гудок» и убиваю в нем совершенно безнадежно свой день.
Жизнь складывается так, что денег мало, живу я, как и всегда, выше моих скромных средств. Пьешь и ешь много и хорошо, но на покупки вещей не хватает. Без проклятого пойла — пива не обходится ни один день.
Любовь Белозерская вспоминает:
«Недавно я перечитала более ста фельетонов Булгакова, напечатанных в «Гудке». Подписывался он по-разному: иногда полным именем и фамилией, иногда просто одной буквой или именем Михаил, иной раз инициалами или: Эм, Эмма Б., Эм. Бе., М. Олл-Райт и пр. Несмотря на разные псевдонимы, узнать его «почерк» все же можно. Как бы сам Булгаков ни подсмеивался над своей работой фельетониста, она в его творчестве сыграла известную роль, сослужив службу трамплина для перехода к серьезной писательской деятельности. Сюжетная хватка, легкость диалога, выдумка, юмор — все тут.»
Но все это позже, а пока...
Продолжение в следующих публикациях. Ставьте 👍 если было интересно!
Фото: автора
Старые фото: pastvu.com
#москва #булгаков #старыефото #фотосравнение #былостало #москвасегодня #стараямосква #китайгород