С одной стороны, Стас меня развлекает. С другой, совершенно нет сил серьёзно и/или продолжительное время смотреть выпускаемый им контент. По множеству причин!
Скажем так, он... глуповатый. Это ни в коем случае не плохо, особенно если учитывать искреннее стремление блогера учиться и становиться лучше. К сожалению, сочетание его характера и когнитивных способностей мешает улучшению ситуации. А ведь какой хороший мальчик мог вырасти.
На протяжении двух месяцев он готовил фильм про Донбасс под лозунгом «начал пытаться разбираться в вопросе только в феврале (2022 года)». Что же могу сказать? Если рассматривать фильм с позиции, что он ничего не знал, и снял – действительно, определённые моменты уловить смог.
Но при этом качество контента вполне себе способно отпугнуть огромную аудиторию, не являющуюся фанатами Стаса.
И давайте сразу уточним: положительные стороны отмечу в самом-самом конце, можете промотать до этого финального абзаца. Сначала же будут минусы, уж простите.
Хуторское актёрство
Это не самая важная, а наоборот – самая мелкая претензия. Просто потом про неё обязательно забуду.
У Стаса нормальный голос, но у него «тяга к самосовершенствованию» и к «риторике». Что выражается в попытках этим самым голосом отыграть. И если в первой части фильма не так заметно, то ко второму начинает подзадалбывать.
Знаете, вот эти пошлые сцены из кино про отношения: когда подсаживается мужик и на ухо что-то эротичное перед постельной сценой наговаривает. И чем хуже актёр, тем пошлее звучит. Вот, это оно самое.
Оно самое, но – с контентом в виде рассказов об убитых людях. Современное определение «кринж» подходит для моих ощущений в такие моменты лучше всего.
Сомнительная подача
А вот это можете считать ключевой претензией.
Дело в том, что Стас – вроде бы как! – снимал фильм о поездке на Донбасс. Проблема в том, что из 165 минут хронометража непосредственно Донбассу посвящено... минут 20? Причём там были интервью с ополченцами и местными жителями, но в некоторых сценах Стас просто перекрывает оригинальную дорожку и вкратце рассказывает, что сказала женщина.
То есть, с одной стороны, вряд ли он врёт. А с другой стороны, именно это интервью – оригинальный и никем доселе не снятый контент. Который он просто не показывает. Типа, зачем?
К тому же показывают блуждания Стаса по Донецку или по окопам. Именно блуждания. Возможно, он хотел передать атмосферу, всё такое, но...
Но – что?
Но проблема в том, что примерно 120 минут фильма Стаса – документалка в стиле Рен-ТВ. Причём буквально. Нет, речь не идёт о конспирологических теориях, хотя моменты с ЦРУ и графика в виде кнопок с красными ниточками убивают.
Просто, сама подача предполагает именно такой документально-развлекательный формат с яркими картиночками, историческими справками и вот этим всем.
Вы можете себе представить адекватный контент, где посреди справки о политических движениях за 30 лет внезапно появляется бабка с рассказом в духе «а мне в дом бомба прилетела»? Это же странно.
Простите, но мне о Донбассе сейчас рассказывают, или о том, как Путин с Януковичем 10 лет назад договаривались? Это несколько разные форматы, и сочетать их не получается даже у телевизионщиков (хотя и пытаются). Почему в фильме про Донбасс не показать Донбасс?
Микроскопические истории
На скриншоте выше – один из тех редких моментов (которых набирается минут 20), когда Стас общается с местными жителями. Вот если бы такого было почти три часа – фильм явно удался бы. И явно был бы про Донбасс.
Однако историческая справка меркнет на фоне главной проблемы – коммунизма.
Внезапный Маркс
Все идеологии важны, все идеологии нужны. Всем идеологиям стоит появляться в подходящее для них время, а не как попало. В чём претензия?
Стас не пытается играть в объективность и буквально с первых минут задаёт нарратив, обвиняющий Украину в происходящих событиях. Однако чуть позже он более-менее явно обвиняет и Россию. Также стоит уточнить, что во время обвинения Украины происходят тычки в сторону США.
Но красной нитью сквозь всю историю проходит любимый коммунистический конёк:
Проклятые буржуи ради извлечения прибыли стравливают народы, беспокоясь только о собственной выгоде.
Вот эта марксистская линия равномерно распределена в авторском тексте на протяжении всего хронометража. И всякий раз, когда появляется слово «экономика» или просто обсуждение каких-то экономических процессов, это оно самое.
Возможно, подобное не очевидно людям, поддерживающим Стаса или, наоборот, не знакомым с его творчеством вовсе. Но это типичная его риторика в рамках «борьбы с капитализмом»
И это может показаться притянутым за уши, но даже вывод фильма в последние 10 минут – примерно о том самом, вредно-капиталистическом.
Историческая справка
Почему же фильм не плохой?
Очевидно, если рассматривать его с позиции, заявленной Стасом в качестве «раньше не интересовался вопросом, а теперь решил изучить», кино-то познавательное.
Историчность: наиболее активной в интернете аудиторией являются граждане лет 20. Либо, если взглянуть на рэперов-комиков-феминисток (Никсельпиксель – отдельный привет), граждане до 35, но со специфической степенью инфантильности.
У некоторых искреннее возмущение «Путин напал на Украину 24 февраля», хотя ровно за восемь лет до того их тогдашние аналоги возмущались «Путин напал на Украину в 2014 году». А до этого было «Путин напал на Грузию», хотя президентом вообще Медведев был.
То есть, эти люди приходят с утра в IT-кафе, заказывают лавандовый раф, листают Нельзяграм и Птичтер, возмущаются репрессиями, нападениями Путина, а потом идут обсуждать новую коллекцию страпонов. Полностью забывая про Путина примерно за месяц.
Фильм Стаса показывает всю цепочку исторических событий, которые привели и к действиям Путина, и – что самое главное! – к действиям жителей Донбасса.
Нацизм: которого, очевидно, на Украине нет, потому что президент – еврей.
Исторический материал, собранный Стасом, захватывает не только геополитику, но и вопросы национального движения Украины. Начиная с такого деятеля, как Донцов, который вдохновил небезызвестного Степана Бандеру.
Историческая линия плавненько так доходит до наших дней, как бы намекая, почему русские граждане Украины были не так, чтобы рады оказаться под пятой донцовской идеологии.
Наглядность: правда, тут возникает вопрос доверия. Хотя блогер Ай, как просто является условно-оппозиционным, но его позиция во многих точках соприкасается с тезисами «российской пропаганды». Это может кого-то насторожить и отпугнуть.
Со своей стороны хочу отметить, что Стас... скажем так, довольно сильно недолюбливает российскую власть, поэтому его позиция вряд ли была оплачена из Кремля.
А его топорная, даже местами наивная (глуповатая) подача, на мой взгляд, свидетельствует лишь об искренности автора.
Собственно, именно из-за искренности и продолжаю следить за деятельностью блогера. В конце концов, честные и глупые люди намного нравственнее умных мерзавцев.
Сомнительная рекомендация
Рекомендую ли я посмотреть этот фильм? В принципе, да. Для этого существует несколько предпосылок, каким должен быть зритель:
- «не интересовался политикой» – однако силы критиковать политиков нашлись;
- плохо знает историю – однако любит рассуждать про оккупацию, голодомор и сопротивление УПА;
- «нацизма нет, потому что президент еврей» – типовой символики не видит, не считает, что русские нуждаются в той же защите, что евреи;
- стремится хоть что-то узнать.
Фильм является выжимкой из событий за последний век. Более концентрированной – за последние 30 лет. И максимально концентрированной – по последним восьми годам.
Да, не вполне объективной. Да, с изрядной примесью марксистских воззрений автора (но если не разбираться в вопросе, можете и не заметить). Но более подробного и комплексного материала по данному вопросу мне лично не встречалось.
Опять же, интервью с местными жителями – возможность посмотреть на ситуацию изнутри, а не только со слов журналистов.
P. S. Отдельно хочу уточнить, что стараюсь скомпилировать критику творчества Стаса из разных источников. Лично мне большая часть перечисленных в статье моментов смотреть фильм НЕ мешала. Просто стараюсь предупредить людей с определёнными предубеждениями о потенциальном наличии неприятного для них контента.
#донбасский дневник #как я побывал на войне #документальный фильм #кино #Донбасс #стас васильев #ай, как просто #блогер #мнение