Найти тему
Спорт РИА Новости

Тренер Доброскоков — о наказах Тутберидзе, битве школ и таланте Москвиной

   Наталья Хабибуллина и Илья Княжук© РИА Новости / Александр Вильф
Наталья Хабибуллина и Илья Княжук© РИА Новости / Александр Вильф

Борис Ходоровский

На завершившемся Мемориале Панина-Коломенкина спортивные пары из школы "Медведково" довольствовались "бронзой". В соревнованиях среди взрослых третьими стали Наталья Хабибуллина и Илья Княжук, а у юниоров – Варвара Черемных и Даниил Бутенко. Их тренер Сергей Доброскоков рассказал РИА Новости о перспективах российских спортивных пар и вспомнил о совместной работе с Тамарой Москвиной.

- В недавних интервью олимпийские чемпионы Альбервилля и серебряные призеры Лиллехаммера Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев рассказали, что в группе Тамары Москвиной тренировались под вашим присмотром.

- Это были прекрасные времена. Тогда я работал старшим тренером по фигурному катанию в знаменитой ленинградской школе-интернате спортивного профиля №62. Туда привозили талантливых ребят со всего СССР. Не только фигуристов. На всю страну гремела слава о баскетбольном отделении, где Анатолий Штейнбок готовил резервы для Владимира Кондрашина. В интернат Дмитриева привез из Норильска дедушка, а Мишкутенок из Минска – мама. Работать было очень интересно.

- В интернате готовили резервы только для Москвиной?

- Я отвечал за подготовку спортивных пар, и они, как правило, попадали к Москвиной. При этом серьезное внимание уделялось учебе. Преподаватели ездили с нашими ребятами даже на сборы и соревнования. Система была очень продуманной. С Москвиной мы очень тесно взаимодействовали, многому у нее научился. Это непревзойденный стратег, который просчитывала все ходы вперед. У Тамары Николаевны великолепное сочетание профессиональных и человеческих качеств. За счет этого она и подготовила такое количество олимпийских чемпионов! Отношусь к ней с огромным уважением, преклоняюсь перед ее талантами.

- Опыт ленинградской школы-интерната можно использовать в современных реалиях?

- В школе олимпийского резерва, где работает Артур Дмитриев, прекрасно сочетают тренировки с учебой. Напротив нашего катка в Медведково находится общеобразовательная школа, где есть спортивные классы. Расписание составляется так, чтобы была возможность для полноценных тренировок.

- Когда вы перебрались в Москву?

- В конце 80-х в Высшей школе тренеров организовали отделение фигурного катания. До этого было только футбольное, а затем решили, что и другие виды спорта нуждаются в подготовке высококвалифицированных специалистов. Два года отучился, получил высшую тренерскую категорию и предложение поработать в "Локомотиве", где были хорошие по тем временам условия. Как-то прикипел к столице, хотя до сих пор поддерживаю контакты с Москвиной.

- Долгое время между собой соревновались московская и питерская школы парного катания, но после Станислава Жука столичная как-то ушла в тень. Можно ли говорить о том, что подобное соперничество между двумя школами еще существует?

- Все происходит циклично. Был период, когда питерская школа ушла в тень, а все сильнейшие пары сосредоточились в столице у Нины Мозер, потом Москвина снова напомнила о себе. Какой-то волнообразный процесс. О тренерских школах говорить бы не стал, мы ведь зависим от спортсменов.

- До последнего времени вы работали в тандеме с Сергеем Росляковым. Почему распался ваш тренерский дуэт?

- Росляков стал заслуженным тренером России, работать помощником ему уже как-то не с руки. Всему, что знал и умел, его научил. Мы работаем в одной школе на одном катке, но каждый теперь идет своим путем.

- Ведущая пара вашей группы Дарья Павлюченкова / Денис Ходыкин предпочла работать с Росляковым.

- Они креативные ребята. Решили, что им нужен более молодой тренер.

- У Павлюченковой и Ходыкина свой стиль с упором на акробатические элементы. За ним будущее?

- Любой тренер исходит из возможностей фигуристов. У Дарьи с Денисом акробатика – своеобразная фишка. В нашей группе работают хорошие тренеры по акробатике, с их помощью в программы ребят вставили интересные элементы. Посчитали, что так мы продвинем парное катание, сделаем его более интересным и публике, и судьям. У Хабибуллиной и Княжука более романтический стиль. У ребят хорошая прыжковая подготовка, на ее базе ставим интересные программы. К сожалению, на Мемориале Панина-Коломенкина эта пара не смогла выступить в полную силу. Партнер долго болел и еще не набрал форму.

- Хабибуллина пришла к вам из группы Этери Тутберидзе, уже владея всеми тройными прыжками. Девочку сосватала в парное катание сама Этери Георгиевна?

- Да. И сказала, если Наташа не состоится как парница, больше девочек не даст. Стараемся выполнять наказы Тутберидзе!

- Партнера для Натальи подбирали с таким же прыжковым контентом?

- Мальчика найти было очень сложно. Желающих кататься с Наташей оказалось немало, но соответствующего набора тройных прыжков они не имели. Остановились на Илье, который уже почти бросил фигурное катание. Сейчас втянулся, ему очень нравится выступать в паре.

- Насколько сложно двум сильным одиночникам осваивать специфические парные элементы?

- Сложно. Для девочек сделать шпагат перед подкруткой – вообще катастрофа. Они привыкли крутиться сразу. Мальчику поддержки освоить тоже непросто. Хотя очень интересно. Если терпения хватает, получается хорошая пара.

- А если не хватает?

- Заканчивают с фигурным катанием. Уверен, что Наташе с Ильей это не грозит. Терпения им хватает.

- Много ли у вас в группе юниорских пар, которые тянутся за лидерами?

- У нас большая группа. У Рослякова пять пар, у меня четыре. Набрали ребят лет по 15-16 и девочек по 12-13. Все с тройными прыжками. Без этого сейчас формировать спортивные пары бесполезно.

- Изменение возраста перехода из юниоров во взрослые скажется на парном катании?

- Для спортивных пар это не столь принципиально. У нас своя специфика. Девочки должны сформироваться и показывать уже женское катание. Да и четверные прыжки пока прыгать не нужно. А тройные можно сохранить в любом возрасте. Главное, чтобы рост и вес соответствовали нормам парного катания.

- В свое время Виктория Троицкая, первая партнерша Артура Дмитриева, вынуждена была уйти из фигурного катания в шорт-трек, когда подросла и пополнела.

- Сейчас все более гармонично. Если ребята справляются с набором поддержек, уровень которых заметно возрос, девочка может быть ростом и 160-162. При исполнении четверной подкрутки у такой партнерши возникают иногда проблемы, но ее сейчас кроме китайцев никто и не делает. В нынешнем парном катании могут быть и достаточно высокие девочки. И у Наташи, и у Варвары рост за 160, а смотрятся они очень выигрышно.

- Реформа, связанная с уменьшением количества компонентов, серьезно отразится на парном катании?

- Нужно немного времени, чтобы приспособиться к новым требованиям, и все будет нормально. Раньше на компоненты обращали больше внимания, сейчас все стало сбалансировано.

- Календарь нынешнего сезона, предложенный ФФККР, оптимален для российских фигуристов?

- Руководство федерации поступило очень правильно, насытив календарь соревнованиями. Да и финансовые условия стимулируют спортсменов. Все фигуристы в строю, что в нынешних реалиях немаловажно. Парное катание вообще вышло на передовые позиции и может составить серьезную конкуренцию женскому. И юниорские пары интересные появились, и взрослые остались.

- Стало быть, разговоры о том, что парное катание переживает кризис, не имеет оснований?

- Наоборот, парное катание станет локомотивом, который будет тянуть фигурное катание в России.