Владимир Маяковский - имя, знакомое со школьной скамьи. Эпатажный, громадный, с руками в карманах, нахмуренными бровями и личным брендом - «лесенкой».
Таким мы привыкли воспринимать Маяковского, такие ассоциации нам заложили учебники, фотографии и памятники поэту. Маяковский стал своеобразным символом литературного процесса своего времени - символом модерна. Рассказываю, как это произошло, но сначала немного разберемся в терминологии.
Модернизм — это направление в искусстве, характеризуемое отрицанием предшественников, разрушением устоявшихся представлений, традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и отражения действительности. Под модернизмом также понимают изменения в литературе, архитектуре и искусстве в конце XIX — начале XX века, направленные на разрыв с предшествующими художественными традициями, стремление к новому, условность стиля, поиск и обновление художественных форм.
Маяковский был новатором почти во всем, что касалось поэтического искусства. Он часто употреблял в стихах языковые неологизмы («небоскрёбы», «аэроплан», «автомобили») и сам любил их изобретать («громадьё», «медногорлый», «бесконечночасый», «стихачество», «пианинить», «легендарь», «Бродвеище» и др.).
Маяковский сказал новое слово и в рифмовке. Преодолевая устоявшиеся традиции русской поэзии, он стремился к использованию различных видов рифм: усечённых («мозгу» - «лоскут», «тона» - «в штанах»), неточных («безумий» - «Везувий», «кофту» - «эшафоту»), составных («нежности нет в ней» - «двадцатидвухлетний»).
Поэту был присущ так называемый футуристический эпатаж - шокирование «добропорядочной публики» употреблением грубых, вызывающих, подчёркнуто неэстетичных образов и высказываний.
Конечно, нельзя обойти стороной и «лесенку» Маяковского, которую возможно увидеть при чтении печатного экземпляра его произведений. Форма, в которую укладывались стихи поэта - то новаторское, что потом прочно закрепится в литературной традиции для всех модернистов.
Его стихи были созданы, чтобы их читали с размахом: громко и раскатисто звучали они с трибун и будоражили, вдохновляя, умы миллионов. К нему относились и относятся по-разному, но никто - равнодушно. И в этом, пожалуй, основной гений поэта.