Найти тему
AAA в Дзене

Кто такая на самом деле Марена?

Наши знакомые язычники готовятся отмечать Карачун, а мы решили выложить статью про самую загадочную богиню, хотя она круглый год у всех на виду!

Что снежная баба – её идол утверждает в своих лекция уважаемая Александра Леонидовна Баркова. (Изображение взято из публичного источника.)
Что снежная баба – её идол утверждает в своих лекция уважаемая Александра Леонидовна Баркова. (Изображение взято из публичного источника.)

Разберём для начала возможное теоретическое (имеющее научное подтверждение лингвистическое) происхождение имени Марены. 

Со вторым достаточно просто: индоевропейский корень mr содержится в таких словах как МРак, МоР и, конечно же, сМеРть. На это указывали такие признанные исследователи Владимир Николаевич Топоров и Вячеслав Всеволодович Иванов.

Фольклорист Александра Леонидовна Баркова в своих лекциях неоднократно утверждала, что Марена являлась богиней, «запирающей силы природы».

Скриншот из лекции «Мифы и обряды Масленицы». (Изображение взято из публичного источника.)
Скриншот из лекции «Мифы и обряды Масленицы». (Изображение взято из публичного источника.)

«Откроем» теперь «Mater verboruna» – средневековый словарь, созданном в IX веке, и знаменитый вписанными подложными чешскими глоссами.

Морана (идентичная Марене) отождествляется там с Гекатой – древнегреческой богиней, повелительницей перекрёстков, предводительницей чудовищ.

Во тьме ночной шествует она, триликая, с факелом и привлекает к себе неосторожных путников.

На современных изображениях различных неоязычников эта богиня увенчана серпом луны.

Поэтому некоторые считает, что путь Гекаты освещает месяц. (Изображение взято из публичного источника.)
Поэтому некоторые считает, что путь Гекаты освещает месяц. (Изображение взято из публичного источника.)

Некоторые исследователи предполагают, что он – наоборот, единственный символ, который однозначно можно связать с богиней Мареной. Но археологи не подтверждают этого.

В народной же культуре: серп является символом жатвы, а, соответственно, и смерти растения. 

Продолжая проводить параллели между богинями Гекатой и Мареной, предположим, что они обе пользовалась серпом, то вторая начинает сильно напоминать другого фольклорного славянского персонажа: так называемую Полудницу. Эту девицу-красавицу принято считать олицетворение солнечного удара. В Полесье её называют Сковородницей.

Фрагмент полотна Константина Васильева «Жница» с сайта с сайта https://konstantinvasiliev.ru/
Фрагмент полотна Константина Васильева «Жница» с сайта с сайта https://konstantinvasiliev.ru/

Поверья утверждают, что она или режет головы тружеников серпом, или бьёт сковородой. И это возвращает нас к Марене. Аж двумя путями сразу. 

Первый – ассоциативный. На Масленицу готовят что? Блины. На чём? На сковороде! Для кого? Для… умерших родственников (сохранились обряды выставления первого блина на окно, чтобы его духом подпитывались в поминальный день). 

Второй – лингвистический. Полудница нападала только в поле. Также поступали и Поляницы: богатырши, которые специально поляковали, то есть носились по степи, чтобы найти противника для сражения. Настасья Микулишна так победила Добрыню Никитича, а потом сделала мужем. Но среди поляниц есть лишь одна единственная не былинная, а сказочная.

Это Марья Моревна, которая сумела пленить самого Кощея Бессмертного (о нём у нас уже четыре статьи: ч.1, ч.2, ч.3 и про его имя). Причём, следует учитывать, что Моревна – не отчество, а матчество, то есть именование, произведённое от имени или прозвища матери.

Про богиню, которая рождает сама себя, сухо, но ёмко рассказывала Софья Агранович, тоже признанный специалист по фольклору.

В сказке о Царевне-лягушке, у той вообще нет родителей – она мифологическое существо, воплощение божества.

И всё. Но этого достаточно.

Сложно точно сказать, что именно персонализация лягушка. Возможно, вешних вод? Кощей пьёт воду лишь в одной сказке всё о той же Марье Моревне. Причём явно Живую, ибо та ему придаёт сил. Также и всегда Вешние воды, вспаивают землю и ускоряют плодородие. 

Далее Агранович говорит следующее:

У него (Кощея) дочь-красавица.

Тут же вспоминается Персефона (упоминаемая в схожем контексте далее), которая угодила в подземное царство к другому идентичному хранителю злата, смертельно опасного для людей: Аиду. 

Жизнь этой девицы, как и Царевны-лягушки, мгновенно разделилась надвое: зимой она живёт с мужем, а весну, лето и осень проводит с матерью Деметрой, олицетворяющей природу. Важно отметить также у неё вообще нет отца, что крайне нехарактерно для мифов. Агранович в своих лекциях утверждала, что Персефона была порождена самой Деметрой:

Это партеногенез.

А что если и Мара-Марена породила сама себя?

Живопись Евгения Зубкова «Морена». (Изображение взято из публичного источника.)
Живопись Евгения Зубкова «Морена». (Изображение взято из публичного источника.)

Это логично стыкуется с сезонными циклами природы. Зимняя Мара отличается крайне губительной стужей. Поэтому её и считали богиней зимы. На Масленицу её чучело сжигали или разрывали на части (как делали и жрецы с ритуальной пищей), а потом по полям разбрасывали, чтобы получить всегда желанные всходы раньше и больше. Мареной такое чучело прямо называют в Словакии, Чехии, Польше и Моравии. И делают с ним то же самое. 

Здесь сразу же вспоминается подсечно-огневое земледелии, которое явно отражается не только в отряде сожжения чучела богини Марены на Масленицу с разбрасыванием пепла по полям, но и Купальские костры, которые являются отражение степных пожаров для повышения плодородия, а также в сжигании Бадняка на Коляду — сухого березового ствола, который специально заранее приносили в деревню из леса, сопровождая это действо чтением специальных заговоров и песнопений, украшая лентами, потому что берёза считалась вместилищем духа первоматери.

Живопись Терновье «Берёзка». (Изображение взято из публичного источника.)
Живопись Терновье «Берёзка». (Изображение взято из публичного источника.)

На Алтае этот обряд называется Дьалама, а на противоположном конце России в Адыгее, Дагестане и т.д… никак не называется, но сохраняется со времён язычества. И это только одни из десятков фактов, которые можно отыскать, если закапытаться ещё глубже в славянский фольклор, поскольку так называемые межи на полях, на которых запрещалось оставлять младенцев, иначе полудница украдёт – это не просто границы участников невспаханные, как сейчас, а пределы, отделяющие мир людей от потустороннего, как пороги. А также ими ограничивали и отгораживают в степи участки возгораний, но в отличие лесного подсечно-огневого земледелия отслеживаются, естественно, и не так отчётливо: травы постоянно горят, но степное – ещё более древняя форма возделывания почвы, и серпами пользуются со времён неолита.

В степи Марево (Марены) от пожара символизирует смерть и ужас, при этом жизнь и плодородие (ибо пепел удобрял почву).
Поэтому, собственно, в славянских и германских языках часто встречаются однокоренные ей слова связанные со зноем и аналогами гибели. Например, обМоРок (тождественен смерти) и других (вы можете их легко вспомнить по аналогии и написать в комментариях).

Костёр на Купалу. (Изображение взято из публичного источника.)
Костёр на Купалу. (Изображение взято из публичного источника.)

Собрав всё описанное, выше можно сделать несколько умозаключений. 

Мара-Марена возрождалась весной. К лету вырастала и становилась плодородной носительницей жары нестерпимой. Осенью её «собирали» вместе с зерном, оставляя голые, словно мёртвые поля.

Сравните также звучание слов: жертва (её весной), жатва (в конце лета), жарень – хранительница овина, где сушили зерно осенью) и жратва.

Зимой она прибывала в потустороннем царстве, влияя на живых как стужа, заставляя сидеть дома в жаре. И не к ней ли на самой деле возили девочек, а не к МоРозко, чтобы провести инициацию? Или же дед Мороз тоже её порождение? Или же?.. Столько вопросов. К счастью, есть и другие научные теории в качестве ответов (мы о них тоже напишем статью).

Можно даже сделать гипотетически разделение: Мара – это стихийное температурное состояние, а Марена уже персонификация: снежная баба – зимой (что мы упомянули в начале), масленичное чучело – весной, жестокая полудница – летом, добрая жареница – осенью!

Возможно, Мара выглядела осенью так. (Изображение взято из публичного источника.)
Возможно, Мара выглядела осенью так. (Изображение взято из публичного источника.)

Её персонифицировали по-разному, но именно она: Марена, а вовсе не Макошь, как считал археолог Борис Александрович Рыбаков, – Мать урожая, поскольку напрямую связана со срезанием колосьев пшеницы и собиранием плодов в целом. И после того, как по полю прошли жницы (или жрицы) с серпами, как сама Марена, то становится пустым, будто бы безжизненным. Но это не конец: цикл начнётся весной снова, и снова, и снова…

***

Благодарим за прочтение!!!

(Информация взята из научных источников.)

#Марена #Мать урожая не#Макошь #Боги славян

#Фольклор #Культура #Искусство