Этимологически термин Кощей по двум версиям считается учёными образованным от славянского «кость» или тюркского «раб» (просим это запомнить: всё станет понятно в дальнейшем).
Начнём с основы: исследования Софьи Залмановны Агранович (она была выдающимся самарским фольклористом, но, к нашему глубочайшему сожалению умерла в 2005 году – очень хотелось бы пообщаться вживую).
Её «Лекции для психологов» очень легко найти в интернете.
Первое утверждение: Кощей – хозяин Вырея (Ирия – не подземного, а поднебесного царства где-то на западе, куда улетают птицы; многие здесь уже знают, что их отождествляли с душами умерших родственников).
Далее – цитирование (с комментариями в {}).
У Царевны-лягушки, похищенной Кощеем, нет родителей – она мифологическое существо, воплощение божества {неясно кого персонализирует лягушка? Воду? Кощей пьёт воду лишь в сказке о Марье Моревне. Причём явно Живую, потому что та даёт огромную Мощь. Предполагаю, что здесь аллюзия на Вешние воды, напаивающие землю и ускоряющие плодородие}. Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону, дочь Деметры (у которой никогда не было мужа {подробнее в лекции 13 о символике ромба}).
Это партеногенез, представление о мире у древних.
Кощей – не насильник. Лишь пляшет вокруг девицы и умоляет {похоже на шаманское камлание?}. Но Василиса за Кощея не выходит. Персефона – Кора – «девушка» (перевод с греческого), наоборот становится женой Аида. Жизнь её двойственна: лето – с матерью, зима – с мужем. В это время Деметра перестаёт улыбаться, а природа начинает умирать. И Персефона, и девушка из русских сказок возвращаются на землю.
У Пушкина Кощей никого не похищает, только над златом чахнет. Он хозяин царства мёртвых и золота, так как они всегда связаны. В этом Кощей целиком подобен Аиду, который намеренно бережёт людей от золота {аналогичная негативная коннотация золота встречается, например, в исландской саге о войне асов и ванов, причиной которой была Гулльвейг – олицетворение золота}.
В древности же золото не ценилось (потому что мягкое, использовалось только в эстетических целях). Например, инки больше ценили перья и изделия из них (птиц ещё надо отыскать и поймать, в головном уборе из перьев ходили не больше года – отсюда ценность). Кощей пушкинский сидит на месте {что очень верно подмечено: этим он напоминает бездельника царя из сказок или князя из былин, который только и делает, что посылает богатырей с поручениями или ссорится с ними на пирах}. Властитель и дурак – это одна сущность. У дурака есть шапка – колпак с бубенчиками. Это корона. Дурак обязательно должен стать заменой властителя. И они, буквально, помечены красным оба. Почему цвет именно этот? Потому что символизирует гибель и возрождение.
Благодарим за прочтение!!!
(Информация взята из научных источников.)
П.С. (по секрету): вы можете поддержать наши исследования фольклора и разработки аутентичных игр переводом на любую сумму (карта Сбера привязана к номеру 89510618361).
#Кощей #Золото #Гулльвейг #Царь-жрец #Дурак #Персефона #Аид