Найти тему
AAA в Дзене

Кто такой на самом деле Кощей Бессмертный из сказок? (Ч.1)

Этимологически термин Кощей по двум версиям считается учёными образованным от славянского «кость» или тюркского «раб» (просим это запомнить: всё станет понятно в дальнейшем).

К ниже описанному следует отнестись крайне серьёзно! (Изображение взято из публичного источника.)
К ниже описанному следует отнестись крайне серьёзно! (Изображение взято из публичного источника.)

Начнём с основы: исследования Софьи Залмановны Агранович (она была выдающимся самарским фольклористом, но, к нашему глубочайшему сожалению умерла в 2005 году – очень хотелось бы пообщаться вживую).

Её «Лекции для психологов» очень легко найти в интернете.

Первое утверждение: Кощей – хозяин Вырея (Ирия – не подземного, а поднебесного царства где-то на западе, куда улетают птицы; многие здесь уже знают, что их отождествляли с душами умерших родственников).

Далее – цитирование (с комментариями в {}).

У Царевны-лягушки, похищенной Кощеем, нет родителей – она мифологическое существо, воплощение божества {неясно кого персонализирует лягушка? Воду? Кощей пьёт воду лишь в сказке о Марье Моревне. Причём явно Живую, потому что та даёт огромную Мощь. Предполагаю, что здесь аллюзия на Вешние воды, напаивающие землю и ускоряющие плодородие}. Кощей ведет себя как Аид, который похитил Персефону, дочь Деметры (у которой никогда не было мужа {подробнее в лекции 13 о символике ромба}).

Это партеногенез, представление о мире у древних.

Существуют определённые различия. (Изображение взято из публичного источника.)
Существуют определённые различия. (Изображение взято из публичного источника.)

Кощей – не насильник. Лишь пляшет вокруг девицы и умоляет {похоже на шаманское камлание?}. Но Василиса за Кощея не выходит. Персефона – Кора – «девушка» (перевод с греческого), наоборот становится женой Аида. Жизнь её двойственна: лето – с матерью, зима – с мужем. В это время Деметра перестаёт улыбаться, а природа начинает умирать. И Персефона, и девушка из русских сказок возвращаются на землю.

У Пушкина Кощей никого не похищает, только над златом чахнет. Он хозяин царства мёртвых и золота, так как они всегда связаны. В этом Кощей целиком подобен Аиду, который намеренно бережёт людей от золота {аналогичная негативная коннотация золота встречается, например, в исландской саге о войне асов и ванов, причиной которой была Гулльвейг – олицетворение золота}.

Ряд исследователей предполагает, что Гулльвейг – одно из имён Фрейи, так как обе ассоциируются с золотом и колдовством. (Изображение взято из публичного источника.)
Ряд исследователей предполагает, что Гулльвейг – одно из имён Фрейи, так как обе ассоциируются с золотом и колдовством. (Изображение взято из публичного источника.)

В древности же золото не ценилось (потому что мягкое, использовалось только в эстетических целях). Например, инки больше ценили перья и изделия из них (птиц ещё надо отыскать и поймать, в головном уборе из перьев ходили не больше года – отсюда ценность). Кощей пушкинский сидит на месте {что очень верно подмечено: этим он напоминает бездельника царя из сказок или князя из былин, который только и делает, что посылает богатырей с поручениями или ссорится с ними на пирах}. Властитель и дурак – это одна сущность. У дурака есть шапка – колпак с бубенчиками. Это корона. Дурак обязательно должен стать заменой властителя. И они, буквально, помечены красным оба. Почему цвет именно этот? Потому что символизирует гибель и возрождение.

Известны случаи, когда шут выживал и даже становился настоящим королём. (Изображение взято из публичного источника.)
Известны случаи, когда шут выживал и даже становился настоящим королём. (Изображение взято из публичного источника.)

Благодарим за прочтение!!!

(Информация взята из научных источников.)

П.С. (по секрету): вы можете поддержать наши исследования фольклора и разработки аутентичных игр переводом на любую сумму (карта Сбера привязана к номеру 89510618361).

#Кощей #Золото #Гулльвейг #Царь-жрец #Дурак #Персефона #Аид

#Фольклор #Культура #Искусство