Если художник талантливый, плодовитый, популярный, много лет возглавлявший отделение батальной живописи в Академии художеств, оказался совершенно забыт потомством - что бы это значило?
Трудно предположить, что кого-то смутила явно немецкая фамилия: кого только ни усыновила Россия! А Богдан Павлович Виллевальде родился в России, в Павловске в 1818 году. Правда, при рождении его назвали Готфридом, "Богдан" - это просто русифицированный вариант.
Родители приехали по своим купеческим делам - и остались навсегда. Они не имели отношения к искусству, но явную одарённость сына заметили вовремя, и нашли ему учителей - соотечественников. Затем - Академия художеств, оконченная с золотой медалью, командировка в Дрезден...
Здесь и увлекла молодого художника тема заграничных походов русской армии - ведь очевидцы были ещё живы, и могли рассказать немало интересного!
Пропаганда работала успешно, Наполеон ею не пренебрегал. И вся цивилизованная Европа "точно знала", что Россия - это ТОТ СВЕТ. Если и у нас нехорошо, надобно утешаться тем, что всё же не как в России - там варварство! Там страшные казаки, которые вообще не люди!
И одна из картин художника так и называется: "Не бойтесь, мы казаки!"
Улан и кирасир боятся ещё менее:
Если казаков здесь хоть как-то себе представляли, то башкир - вообще никак. О них и не слыхали:
Добрые картины о встрече двух цивилизаций, вовсе не столь враждебных, чтобы не найти общего языка. Так зачем воевали? Всерьёз верили, что несут дикарям просвещение? Ну и кто вам виноват?
Вот те же казаки. В России их поистине стоило бояться!
На последней картине поистине счастливчики: ведь до Франции добрались всего пять тысяч "героев русского похода", из них лишь тысяча - с оружием.
А ведь у художника недюжинный талант юмориста!
Но именно этого тогдашняя Академия не могла оценить. Оценили точность в изображении "выпушек-петличек", и художник получил предложение, отказаться от которого не мог, да и не хотел: создать серию картин о войне 1812 года. Не только о заграничном походе, но - о великих битвах.
Многофигурные композиции, документально точные.
Грандиозные полотна, в которых мастерство автора очевидно, однако... не виден отдельный человек. Не затрагивают они чувств потомства.
Но именно за такую летопись войны - звание академика и положение официального художника-баталиста, получающего заказы непосредственно от императора. Обласканного властью. И многолетнее заведование классом батальной живописи в Академии.
Неужели причина именно в этом? "Царский сатрап"? Вот как художник изобразил Императора и Наследника в своей мастерской. Хозяином здесь выглядит Николай... А хозяин - барин, его дело - указать, как именно должна быть написана картина.
Но и в этот период самому художнику интересны не столкновения народов, а судьбы людей.
Картина "Сегодня ты - завтра я" - прощание кирасира с раненым конём. Очевидно, любимым. Лучше пристрелить, чтобы не мучился - хозяин и сам не надеется выжить!
Но заказы были однообразны - БИТВЫ. Именно то, что власть готова была щедро финансировать. И трудно припомнить битву, которую Богдан Павлович не изобразил. Начиная с "Полтавы".
Запечатлел и восстания в Польше и Венгрии, и Кавказ с пленением Шамиля, и Крымскую войну, и Болгарию, а также парады, маневры и коронации. Сегодня эти полотна - ДОКУМЕНТЫ.
Действительный статский советник, он воспитал целое поколение русских художников, но наследников не получилось: именно на веку Виллевальде сменилась эпоха. Благодаря "бунту четырнадцати" - Передвижникам, русская живопись решительно повернулась лицом к человеку, а главной темой стала не батальная - социальная.
Художником любовались - с таким достоинством он продолжал преподавать. И работать. Но во всех воспоминаниях учеников чувствуется что-то снисходительное. Вроде как "дедушка ничего не понимает в жизни".
А "дедушка" в последние годы вернулся мыслями к эпохе, когда в войне ещё было что-то рыцарское. К Наполеоновским войнам:
Умер художник в 1903 году, действительно став реликтом Николаевского века.
Разумеется, историкам искусства он известен хорошо: картины в Эрмитаже, в Русском музее... Виллевальде сегодня считается основателем русской батальной живописи.
Так может, всё же стоит включить столь документальные полотна в школьные учебники? Хотя бы вот это: "Мёртвая мать"
Кто же теперь позаботится о французской девочке, если не великодушный русский воин?
Другие рассказы о художниках здесь: