Тема борьбы за сердце мужчины не будет полной, если не попытаться заглянуть в это самое сердце. Что происходит с султаном после высылки фаворитки из дворца, попытаемся разобрать ниже.
Для ответа на заглавный вопрос разберем стадии, которые проходят отношения Сулеймана и Фирузе.
Фирузе появляется в жизни султана на фоне кризиса среднего возраста и, по причине оного, кризиса в семейных отношениях с Хюррем.
Сулейман нехотя отдает жене управление гаремом и угрожает, что если она не оправдает его доверие, султанша потеряет повелителя. Так как угроза звучит в контексте доступа наложниц в султанские покои, Хюррем не может смириться с ультиматумом и идет на обострение конфликта.
Сулейман начинает искать девушку для осуществления угрозы жене и настроен он не на случайную связь, а на долговременные отношения.
Султану все-равно, кем будет эта девушка. Фирузе он выбирает методом тыка, хотя Хюррем и говорит, что его ночь с наложницей самоценна, а не является актом мести. Сулейман врет, чтобы побольнее уязвить Хюррем.
Рассмотрим три случайные встречи Сулеймана и Фирузе.
Первый раз они сталкиваются в покоях Хатидже, и на султана Фирузе впечатления не производит, хотя она очень волнуется, узнав кольцо на пальце Сулеймана из своего сна.
Во второй раз он подсматривает за играющей на чанге Фирузе, и она султана явно заинтересовала. Сулейман любит музыку и Ибрагима изначально пригрел из-за музыкальных талантов.
Третий раз он видит Фирузе танцующей на празднике и бросает ей фиолетовый платок. Только платок он бросил не играющей на чанге девушке, а той, которая танцует перед ним в полуголом виде с закрытым лицом. Для него это две разные женщины, и кто окажется в его покоях, ему не так важно.
Хотя нет, важно. В покоях должна оказаться девушка с праздника. Потому что Хюррем он пригласил на первый хальвет после праздника. Как можно уколоть больнее, чем повторить мотивы их любовной истории?
Перед хальветом он не волнуется и совершенно спокоен. Но Фирузе удается Сулеймана приятно удивить. Она оказывается девушкой с чангой, да и вообще подходит для долгосрочных отношений, коих жаждет султан. Умна, образованна и готова играть роль покорной рабыни. Последний аспект важен, потому что покорности Хюррем всегда не хватало, а мужчина в кризисе среднего возраста выбирает любовницу максимально не похожую на жену.
Показанные нам первые два хальвета проходят спокойно без сильных эмоций. Сулейман заинтересован, ему нравится проводить время в обществе умной собеседницы, но и только. Страсти не наблюдается, химии не случилось.
Но думается, в любом случае, близость с молодой любовницей дарит давно забытые эмоции. Это новизна ощущений. К тому же нерожавшая женщина и мать пятерых детей - это две большие разницы. Даже если эта нерожавшая женщина не отличается страстным темпераментом. А судя по танцу Фирузе, от Махидевран она не сильно отличается.
Ярким контрастом с первыми встречами является прощальное свидание перед походом. Сулейман сгорает от страсти, но нам не показывают эволюцию от спокойных первых хальветов к этому возбужденному состоянию.
В первое время в походе султан пишет стихи новой возлюбленной и присылает любовное письмо. К концу похода страсть проходит.
Вернувшийся султан намерен закончить отношения, но после очередного разочарования в жене возвращается к наложнице. Какое-то время колеблется по поводу нужности связи с Фирузе, но после ее предложения родить ребенка, смотрит на отношения новыми глазами и видит в них перспективу.
Была ли любовь
Чтобы понять силу чувств Сулеймана к Фирузе, предлагаю рассмотреть ситуации, где жизни наложницы грозила опасность.
Первый эпизод, с попыткой сбросить Фирузе с балкона, для султана остался неизвестен. Но на наложницу плохо подействовало снотворное, которое ей подлили в виноград, и она неважно себя чувствовала. Сулейман, узнав о плохом самочувствии девушки, сразу пытается спровадить Фирузе в свои покои. Что не похоже на поведение любящего мужчины.
Напомню, что в начальный период отношений Хюррем он лечил у себя. Да и в "период Фирузе" упавшую в обморок Хюррем он к себе не отправил, а оставил у себя.
Второй эпизод, угрожающий жизни Фирузе, случился во время пребывания султана в охотничьем домике с сыновьями.
Хюррем устраивает наложнице импровизированную казнь и подвешивает ее на веревке. Увидев следы от удавки на шее Фирузе, Сулейман ни слова не говорит Хюррем, но оставляет ее за дверью своих покоев в священный четверг, ночь которого принадлежит жене.
При покушениях на жизнь Хюррем молодой Сулейман метался в гневе и устраивал разносы всем вокруг. В случае с Фирузе ничего подобного не наблюдается. Султан слегка хмурится и только. А это след от удавки на шее - если на любимой шее, то должно сильно бить по нервам. Можно сравнить реакцию султана в комнате Фирузе с его реакцией полгода спустя после покушения на Хюррем в хамаме. Сулейман был в страшном гневе. А на теле Хюррем никаких следов не наблюдалось.
Наказание для султанши после подвешивания наложницы производится в парадигме личных взаимоотношений супругов. Фирузе здесь просто повод, а не причина. О самой наложнице Сулейман не сильно переживает, более того она его в этот вечер раздражает. Хотя пострадавшая любимая женщина должна вызывать другие чувства.
Третий эпизод связан с падением с лошади, которую Сулейман якобы, по словам Рустема, подарил Фирузе. Падишах не только никак не наказывает Хюррем, но и предоставляет ей алиби перед Ибрагимом, подтверждая слова Рустема о подаренной султаном лошади.
Хотя сам Рустем все-таки был наказан отправкой в провинцию. Но наказание так себе, учитывая, что ссылка является повышением.
Таким образом, жизнь Фирузе для Сулеймана не является ценностью, следовательно ни о какой любви речи быть не может.
Но страсть в отношениях присутствует, по крайней мере после обещания Фирузе родить ребенка.
Вообще, это вероятно самый сильный удерживающий фактор для мужчины в кризисе среднего возраста. Все походы на сторону связаны со стремлением к новой жизни. А более наглядного воплощения этой новой жизни, чем новый ребенок трудно придумать.
История с татуировкой
Разоблачение Фирузе в покоях Хюррем производит на Сулеймана гнетущее впечатление.
Во-первых, это фиаско перед самой Хюррем. Эту женщину султан чуть ли не объявил своей хасеки, приглашая вместо жены в ночь священного четверга. Хюррем знает, что Фирузе в покоях не осталась, но Сулейман не в курсе, что Хюррем знает. Это был прицельный удар по чувствам жены. Для султана нормально иметь много женщин, в этом оправдываться не нужно. Но ситуация со священным четвергом - это предательство Сулейманом жены ради наложницы. Наложницы, которая оказалась персидской шпионкой.
Во-вторых, это фиаско перед самим собой. Он же с этой женщиной уже собрался ребенка рожать. Таял от ее любовных признаний. Ладно бы страсть случилась, и мозг отключился. Нет, это та ситуация, когда на чресла султана воздействовали через мозг. Только он сам решал, допускать слова девушки до сердца или воспринимать критически. Султан ошибся в оценке личности, ее искренности и мотивов. После разоблачения Сулейман должен чувствовать себя полным идиотом.
Это фиаско и перед Михримах, которую султан активно пытался примирить с пассией.
Фиаско перед гаремом и окружением. При всем богатстве выбора польститься на шпионку и позволять водить себя за нос. Тяжелейший удар по самолюбию.
Узнав об истинном лике Фирузе, Сулейман брезгливо отшатывается от нее и убегает подальше от травмирующей ситуации.
С этого момента никакого будущего у Сулеймана с Фирузе быть не может. Ибо отношения строились не на основе возникшей страсти, а на доверии к словам наложницы. Повторюсь, Фирузе прокладывает путь к чреслам и сердцу султана через мозг посредством слов о любви. В покоях султанши Фирузе теряет доверие султана. С этого мига каждое ее слово будет восприниматься критически и никаких шансов проникнуть ниже головы не имеет.
И уже совершенно неважно шпионка Фирузе или опальная принцесса. Потеряв доверие, она теряет силу воздействия своих слов.
Оглашение приговора
В сцене последнего свидания Фирузе и Сулеймана фаворитка бросается перед ним на колени и декларирует свое смирение с любым решением.
Нам показано неравнодушие султана, когда Фирузе падает на колени. Но не будем забывать, что это часть хальветного ритуала. Даже, если любви султан не питает, страсть в отношениях присутствовала. Преклонение колен для Сулеймана должно являться сильным якорем, предвосхищающим близость. Вполне естественно, что он чувствует волнение.
Сулейман поднимает Фирузе и оповещает о ее судьбе, никак не касаясь своих чувств.
Тем не менее, мы можем провести аналогию с прошлым, дающую представление о мыслях падишаха.
В первом сезоне Сулейман приходит к больному шестилетнему Мустафе и убаюкивает его. Когда ребенок уснул, Махидевран бросается на колени перед султаном и молит его о прощении. Тогда Сулейман гладит ее по щечке утешающим жестом и поднимает с колен также, как позднее Фирузе. Когда Махидевран уже стоит перед ним, Сулейман выносит вердикт: "... ты влила в меня яд, и он уничтожил наше взаимное доверие". На прощание султан еще раз треплет женщину по щечке.
Мы не знаем, удостоилась ли Фирузе прощального утешающего касания щеки, но можно предположить, что нет. С момента открытия тайны татуировки Сулейман к Фирузе без необходимости не прикасался. Сам же жест поднятия девушки с колен, по аналогии с прошлым, можно рассматривать, как прекращение близких отношений в связи с утратой доверия.
Попутно отмечу, что о своем решении Сулейман одновременно оповещает и Фирузе, и Хюррем. Хотя при надувании щек накануне обещал жене, что она узнает о его решении вместе со всеми.
Есть еще один момент, который указывает на то, что никаких настоящих чувств у султана к шпионке не наблюдается. Сулейман не дарит Фирузе кольцо.
Высылка является единственно возможным вариантом в сложившейся ситуации, если казнь султан отмел по репутационным причинам. Но, если были какие-то чувства, подарить колечко никто не воспрещает. Потрачено много времени на его создание. Логично попрощаться подобным подарком на память.
То, что султан этого не делает, указывает на два обстоятельства.
Во-первых, султан не верит в невиновность Фирузе.
Во-вторых, считает неуместным проявление каких-либо сантиментов.
Тоска султана
Нам изображены две сцены с грустным Сулейманом.
В первой показан вечер высылки Фирузе. Наряженная Хюррем ждет мужа в своих покоях. Вероятно, она вспоминает, как Сулейман выслал русских наложниц и пришел к ней. Сулейман действительно приходит, но при виде взволнованной жены приходит в раздражение. Султан требует сына, ласково целует его на ночь и удаляется.
Во втором эпизоде Ибрагим входит в покои повелителя и видит, как тот стоит на балконе, глядя вдаль. Визиря султан встречает риторическим вопросом:
Паргали? Когда же наступит весна? Конца нет этой дождливой зиме.
Если любви не было, как объяснить эти эпизоды?
Кроме любви существует масса полутонов в отношениях. Страсть порождает физическую зависимость. Абстинентный синдром никто не отменял. Хотя время, проведенное в Манисе, должно было притупить эту зависимость, но резкий обрыв всех связей бесследно не проходит.
Наверняка Сулеймана подколбашивает в первый вечер после высылки фаворитки, и он не может о ней не думать. Джихангира он навещает, потому что переживает за сына, который всегда скучал по Фирузе. Напомню, что и в охотничий домик Сулейман хотел взять наложницу преимущественно из-за Джихангира.
Думаю, меньше всего он ожидает увидеть Хюррем сгорающую от страсти. Знал бы, не пришел бы.
Сулейман с порога видит настроение жены и раздраженно уведомляет, что пришел не за этим.
Почему султан так резок с Хюррем?
В эпизоде наглядно показано явление, которое в сексологии называют "гормональными ножницами". После расставания с любовницей у мужчины на неопределенный период резко падает либидо. У жен, если они знали о связи на стороне и в курсе разрыва, напротив, либидо активизируется.
Сулейман демонстрирует типичное раздражение супруга, который в данный момент не настроен отвечать на "домогательства" жены.
На следующее утро на совете султан жертвует земельные наделы стоимостью в два миллиона ахче в вакх Хюррем. На мой взгляд, этот поступок уместно рассматривать, как проявление мук совести Сулеймана за свою холодность. Можно констатировать, что ночью он думал уже не об отправленной фаворитке, а о взаимоотношениях с Хюррем.
Небольшое отступление. Интересна реакция Ибрагима на этот публичный акт дарения Сулеймана. У визиря случается зависание и откровенное непонимание озвученной информации. Возможно, ложь об источниках, которые подтверждали легенду Фирузе, имела целью не только спасение собственной шкуры. Вероятно, Ибрагим хотел сохранить у Сулеймана теплые чувства к Фирузе, чтобы его сердце не принадлежало Хюррем. Информация о крупном взносе в вакх султанши говорит визирю, что его комбинация не удалась.
Эпизод на балконе происходит в первую неделю после отправки Фирузе. (В день высылки наложницы из Стамбула, Махидевран сообщает Мустафе, что через неделю у него встреча с Ибрагимом в Бурсе. Ибрагим в сцене на балконе как раз сообщает Сулейману, что ненадолго отъедет).
Прежде всего замечу, что у султана куча причин для тоски. Нас интересует прежде всего, является ли его грусть любовной тоской или это что-то другое.
Опять же возвращаясь к истории отношений отметим, что Фирузе для Сулеймана не самоценна. Он готов был отказаться от связи после похода, а это значит отказ от конкретной умной, начитанной, музыкально образованной личности. Решимость продолжить отношения появляется после нарисованного Фирузе образа будущего с новым ребенком. Теряя фаворитку, Сулейман теряет прежде всего не личность, от которой был готов отказаться, а именно это новое будущее, так искомое мужчинами в кризисе среднего возраста.
Можно ли трактовать сцену на балконе, как любовную тоску по конкретной женщине? Возможно все, но смущает примененная метафора о дождливой зиме.
Во время одной из ссылок Хюррем Сулейман жаловался, что сгорает в огне. Это более точная метафора для любовной тоски.
Сильно позже Сулейман скажет Михримах, переживающей кризис в своем браке:
Дочка, жизнь это не только весна. Есть и осень, и зима. Зачем Всевышний сотворил времена года? Зачем он сотворил осень и зиму? Чтобы мы знали цену весне.
Тогда он имел ввиду под зимой холод в сердце и описывал охлаждение между дочерью и ее мужем.
Любовная тоска в этом контексте - это весна и лето. Зима - время атрофированных чувств.
Эта трактовка метафоры предполагает, что султан тоскует не по конкретной женщине, а по холоду в своем сердце. Тому самому сниженному либидо.
Второй момент, который вносит сомнение относительно тоски по женщине.
Сулейман - эгоцентрик. Как говорилось выше, он может тосковать по перспективам, которые потерял. О новой жизни, новом ребенке, но он не может себе позволить думать о женщине, которая его предала. По идее, все воспоминания о Фирузе он должен бы вытеснить из сознания как травмирующий опыт.
Есть косвенное подтверждение, что так он и поступил. До того момента, когда Ибрагим сообщает о перехвате бывшей наложницы персидскими шпионами, Сулейману даже не пришло в голову поинтересоваться судьбой Фирузе.
Сулейман может тосковать и из-за предательства. Мысль об отсутствии верности также может вызывать холод в сердце.
Мы помним, что больше всего в людях султан ценил преданность. Во сне, который Сулейман видит накануне отравления, звучат такие слова:
... образумься, не ищи преданности в этой земной темнице, все лишь тленно.
А сны - это подсознание и вытесненные в него мысли.
Неудивительно, что перезагрузка Сулеймана происходит, когда он выплывает из комы и видит эту самую искомую преданность в виде Хюррем, которая дежурит у его постели.
Подбивая итог рассматриваемой темы, мне кажется, что султан не может себе позволить предаваться любовной тоске по предавшей его женщине. Сулейман тоскует по утраченным перспективам, огню в сердце и преданности.