Найти тему
НЕОкопирайтинг

Виды и типы копирайтеров

Оглавление

Если я когда-нибудь решу запилить свой курс по копирайтингу, то это будет второй, очень важный урок. Ведь именно эта информация поможет выбрать свою профориентацию в профессии «копирайтер», определиться с вектором развития. Опытным спецам важно грамотно заточить портфолио и правильно создать резюме, если они уже выбрали свой путь. На первом занятии я расскажу кто вообще такие копирайтеры. А сейчас, я думаю, мои читатели об этом уже знают.

И все же напомню. Копирайтер – это человек, который создает текстовый контент с целью побудить людей, читающих его, к конверсионному действию в частности, и к продаже в целом. Как говорил великий Шугерман «побудить человека обменять свои заработанные нелегким трудом деньги на некий товар или услугу».

Помните эти правила и учитесь их эффектно применять в текстах
Помните эти правила и учитесь их эффектно применять в текстах

А вот еще одно высказывание моего любимого гуру копирайтинга: «Лучшие копирайтеры в мире – люди любознательные и много читающие, имеющие множество увлечений и разнообразных интересов, любящие путешествовать, совершенствовать свои способности в различных родах занятий, а порой, когда эти занятия им надоедают, увлеченно начинающие осваивать новые рубежи и добиваться в них совершенства. Они жадны до новых знаний и опыта, им интересны другие люди. Они – очень хорошие слушатели.».

От себя добавлю, что копирайтеры – это также очень внимательные читатели, в большей степени эмпаты с аналитическим складом ума, развитым эмоциональным интеллектом и знанием современной психологии продаж. Они увлекаются нейролингвистикой, ономасиологией и дериватологией, чтобы более эффективно использовать слова.

Лингвистическая косметика и нейролинвистика в копирайтинге очень важны
Лингвистическая косметика и нейролинвистика в копирайтинге очень важны

Официальной классификации по типам и видам копирайтеров не существует, но думаю это пока. Действительно, такую классификацию создать очень сложно. Ведь существуют видовые разнообразия копирайтеров по уровню профессионализма (новичок, опытный, бывалый, эксперт, гуру), схеме работы (офисный, фрилансер, фрирайтер, биржевой), по виду текстов (инфо-, SEO-, имиджевый или технический копирайтер), а также универсал или узкопрофильный специалист.

Типов копирайтеров и того больше. В общем, задачка непростая. Я решила создать некое подобие классификации копирайтеров, чтобы вступающим на этот путь, было проще во всем разобраться.

Виды копирайтеров по квалификации

Нередко в вакансиях «копирайтер» можно встретить еще и добавочные слова, типа: креатор, SEO, новостник и прочие. Это специалисты узкого профиля, создающие определенный формат текстов.

Копирайтер-маркетолог – это спорный термин, поскольку основы маркетинга должен изучить любой специалист в сфере копирайтинга. Маркетолог – это отдельная профессия, он не обязательно умеет писать тексты, но знает, как их нужно писать, умеет анализировать бизнес и ЦА, и многое другое. Маркетолог, который умеет писать продающие форматы текстов, не сможет уделять должного времени своей основной профессии.

Копирайтер-креатор - создает слоганы, джинглы, сценарии для рекламных роликов, УТП, броские названия и заголовки, а также вирусные посты и статьи, разрабатывает продающие страницы для сайтов. В общем креативит с целью повысить продажи.

PR-копирайтер – или корпоративный, имиджевый копирайтер, пишет тексты для СМИ и речей спикеров, а также тексты о Компании на сайты, большие лонгриды про бренды, сторителлинги, новости и прочее.

UX-копирайтер – пишет микротексты для интерфейсов. Это, пожалуй, самая непростая работа в копирайтинге, продумать все эти маленькие тексты, в которые нужно уложить максимум смысла, да еще и красиво.

Копирайтер-сценарист – пишет сценарии не только для видеороликов, но и воронок продаж, пиар-мероприятий и всего прочего, что должно развиваться по определенному сценарию.

Копирайтер-лендингист, прототипист – создает прототипы сайтов-одностраничников и пишет для них тексты.

Веб-копирайтер – пишет тексты для сайтов любых форматов.

SMM-копирайтер – пишет тексты для соцсетей.

SEO-копирайтер (LSI -копирайтер) – специализируется на создании текстового контента, способного коммуницировать с поисковыми ботами, а также тексты должны быть продающими и экспертными, написанными для людей, как сейчас любят говорить.

Копирайтер-новостник – пишет новости, но не те, что пишут журналисты и совсем не так, хотя схожих моментов много.

Технический копирайтер – пишет инструкции по эксплуатации, FAQ и разборы, описание технических характеристик и так далее.

Гейм-копирайтер – создает технические и новостные тексты для игровой индустрии.

Фешн-копирайтеры – пишут тексты, связанные с модой.

Бьюти-копирайтеры – работают в индустрии красоты.

Копирайтеры обзоров – любых: на фильмы, книги, технику и прочее.

Копирайтеры для отзывов – да, есть и такие. Здесь важно написать именно продающий отзыв. Многие компании обращаются за такими услугами.

Копирайтер-сторителлер – пишет истории, которые помогают продавать или совершать иные конверсионные действия, если это воронка продаж, но все равно главная цель – продажи.

Копирайтер-эксперт – это специалист, который имеет, во-первых ИМЯ-Бренд, а во-вторых умеет писать рекламные тексты в какой-то узкой специализации, в которой он является признанным экспертом. Например, копирайтер Игорь Кацубо специализируется в автомобильной тематике, а Елена Власенко - в теме металлургии.

Неправильно говорить продающий или коммерческий копирайтер, правильно - продающий текст или коммерческий писатель.

Наверняка есть еще какие-нибудь специализации в копирайтинге. Если знаете, расскажите в комментах, плиз.

Копирайтер для печатных изданий или для веб-ресурсов – есть ли разница?

Различия между людьми, пишущими для интернет-ресурсов и печатных изданий, конечно есть, но она не велика. В основном это технические моменты, связанные с полиграфией. Продающие тексты всегда должны эффектно смотреться, привлекать внимание, будучи даже на последней газетной полосе.

Типы копирайтеров по специализации

Также как и в других профессиях, в копирайтинге существуют узкопрофильные специализации. Например, врач – это широкое понятие, а специализаций может быть много: гинеколог, хирург, стоматолог, педиатр и так далее. И даже эти специализации могут подразделяться на еще более узкие: хирург-травматолог или ортопед, ортопедом может быть и стоматолог. В общем, суть вы поняли. В копирайтинге то же самое.

Вот основные специализации в копирайтинге:

Копирайтер для интернет-магазинов – специализируется на текстовом наполнении интернет-магазинов. Он умеет создавать тексты для: карточек товаров, описаний категорий и подкатегорий, тексты для блога, инструкции, обзоры и рекомендации, новости, поздравления для клиентов и партнеров.

Копирайтер для маркетплейсов – должен знать специфику контента для маркетплейсов, а у каждого из них она своя. В основном они пишут тексты для карточек товаров с оптимизацией по ключевым запросам.

Копирайтер для блогов – собственные блоги ведут почти все компании и интернет-магазины. Здесь нужно будет уметь писать новости, поздравления, инфостатьи, инструкции и рекомендации.

Копирайтер для Дзена – выделила их в отдельную категорию, поскольку на этой площадке есть свои нюансы для текстов и подачи материала.

Копирайтер для стороннего продвижения – пишут тексты для интернет-СМИ, экспертных площадок, партнерского контента. Раньше были популярны заказные статьи низкого качества для повышения ТИЦ сайта, то есть ссылочного веса. Затем поисковые системы это быстро урезонили. Но поведенческие факторы и индекс цитируемости никто не отменил. Поэтому это по прежнему делается, но только на высоком уровне. Здесь также можно сделать распределение для копирайтеров по площадкам: vc.ru, Хабр, rbc.ru, Forbes.ru, различных блогов по интересам.

Копирайтер для воронок продаж – это спецы высокого уровня. Они продумывают цепочку от холодных продаж до покупки. Это могут быть рассылки, посты в соцсетях или более сложные схемы воронок продаж, с созданием крутых продуктов: видеороликов, сторителлинга, лендингов и объемных лонгридов.

Копирайтер для емейл-рассылок – казалось бы, все просто, пишем тексты для писем. Однако и здесь есть масса тонкостей, которые важно изучить. Здесь много сказать не могу, потому что за свою копирайтерскую деятельность меньше всего я написала текстов для емейл-рассылок.

Копирайтер для наполнения сайтов – пишет любой контент для любых сайтов, обычно для интернет-магазинов и инфосайтов. А вот у ИМ и инфосайтов есть свои особенности написания текстов, продающих, естественно.

Копирайтер для лендингов – обычно такой специалист помимо текстов умеет делать прототипы страниц, экранов будущего лендинга. В этой специализации совмещаются множество навыков, от UX до SEO-копирайтера. Здесь важно создать продающий интерфейс и наполнить не только микротекстами, но и продающими.

Копирайтер для соцсетей – это не SMMщик, а человек, который создает текстовый формат контента для соцсетей. За дополнительную плату он может подбирать картинки, инфографику к постам, самостоятельно их публиковать. Обычно написание рекламного поста стоит от 300 до 10 000 и больше рублей. Написание сторителлинга или разработка контента для воронки продаж в соцсетях будут стоить дороже.

Копирайтер для сферы онлайн-образования и EdTech – это пишущие люди, которые разбираются в основах продвижения онлайн-школ, технологиях и цифровых инструментах, делающих онлайн-образование более удобным.

Копирайтер для инфобизнеса – это особая каста. Они продвигают различные инфопродукты, а здесь есть свои секретики продаж.

Есть еще копирайтеры, которые пишут только рекламные объявления или заполняют карточки товаров, или занимаются неймингом.

Этот список можно еще продолжать, но думаю пора остановиться. Со временем и развитием технологий что-то уйдет, что-то добавится, что-то сменит название, но оставит суть.

Кто лучше - узкопрофильные копирайтеры или универсалы, специалисты на все руки?

Некоторые гуру копирайтинга рекомендуют отнишеваться, то есть занять определенную позицию и развиваться непосредственно в этой сфере. Например, копирайтер для соцсетей, СММщик для ВК. Кстати, СММЩик не только пишет тексты, он отвечает полностью за ведение группы, сообщества в соцсетях или аккаунта специалиста. Или копирайтер, который делает только лендинги, на разные темы или в какой-то одной области.

Многие работают по тематике, например: автомобильный, медицинский, юридический копирайтер. Однако в таком случае им придется писать не только тексты для сайтов, но и для соцсетей, рассылок и воронок продаж.

Отнишеваться можно и по маркетинговым стратегиям, например, создание текстов для партизанского маркетинга или вирусного контента, кликбейта или нейрокопирайтинга. Кстати, психология продаж в копирайтинге намного ценней, чем классический маркетинг.

В своей сфере вы со временем станете экспертом, заработаете признание и имя-бренд, если пойдете по узкопрофильному пути. Однако чтобы его выбрать - надо попробовать все. Только так можно узнать, в чем ты силен, что больше нравится и куда лучше двигаться. Вначале заказчиков на узкопрофильный копирайтинг будет мало, но когда имя начнет работать на вас – их много и не нужно будет. Ведь стоимость и качество вашей работы будут на высоком уровне.

Некоторые специалисты выделяют себя из многих других по стилю написания: убедительно-позитивный копирайтинг от Петра Панды, инфостиль Ильяхова.

Можно отнишеваться по возрастной или социальной категории, используя сленг и лексику, присущую определенной среде.

Я до сих пор не выбрала свою нишу ни по каким критериям, и не считаю это минусом. Просто я человек-сканер, который интересуется всем, но не слишком глубоко. Это позволяет мне постоянно расширять свой кругозор, что в свою очередь помогает писать тексты. Ведь все в нашем мире взаимосвязано. В копирайтинге тоже все взаимосвязано.

Отличие копирайтера от веб-райтера, технического писателя, журналиста

Копирайтер создает продающий контент, даже если он технического, информационного или новостного характера. Это самое важное отличие, которое определяет все остальные, такие как: стиль написания, выбор маркетинговой стратегии для контента, лексика и психологические триггеры.

Журналист пишет новости без рекламных посылов. Технический писатель также пишет технические тексты без мысли о продажах. Это сухие тексты с грамотными формулировками. Веб-райтер пишет инфостатьи, также без посылов к продажам, но они должны быть максимально объективными, а это практически невозможно. Например, как веб-райтер я пишу эту статью. Однако она все равно имеет посыл к продаже услуг копирайтеров. Или я пишу статьи для своего душевного канала на Дзене. Вот уж там я точно ничего не продаю, ну помимо партнерского контента. Хотя я создавала канал «Записки Рыжей Ведьмочки» как отдушину для души, пишу туда что захочу и как захочу, он все-таки мне приносит доход. А чтобы он приносил еще больше дохода, я уже подсознательно задумываюсь о продающей составляющей контента. Однако все равно здесь я пишу, снимаю видео для души. И вам рекомендую создавать такие отдушины, не ради денег или славы. Это поможет самовыражаться из самой глубины себя и заодно узнавать алгоритмы продающих триггеров. Вы воочию будете видеть, на что люди реагируют и как. Это очень хороший опыт.

Рерайтинг как элемент копирайтинга

Многие считают что рерайтинг – это легко и отношения к копирайтингу не имеет. Однако это совсем не так. Рерайтинг в копирайтинге – это когда заказчик дает понравившуюся статью и просит адаптировать ее под его цели, при этом сохранить основные смыслы, уникализировать текст и грамотно оптимизировать под поисковые запросы. Поэтому рерайтинг не может стоить дешево. Это бывает намного сложней, чем написать статью с нуля. Да, кажется ведь все уже сделано, вот готовая инфа, сделай ее уникальной. Это в корне неправильный подход к рерайту.

Рерайтинг в веб-райтинге, на мой взгляд, полная фигня. Зачем пересказывать информацию, которая уже есть в интернете. Другое дело, когда ты на основе многих источников создаешь особенный по своей смысловой нагрузке и подаче материал. Например, когда переводишь сложные для понимания юридические или медицинские тексты на общечеловеческий язык, добавляешь туда примеров, расшифровываешь терминологию. Однако этим должны заниматься эксперты.

Как правильно?

Вашему заказчику понравился текст на сайте конкурента. Он хочет также, но для своего бизнеса. Задача копирайтера – вычленить те элементы продающего текста, которые важны для заказчика (лучше прямо у него и спросить), проанализировать стиль подачи материала и сделать лучше. Тут вам изначально ограничивают простор для творчества и креативности. Хотя, если вы сможете убедить заказчика, что можно сделать лучше, то это будет вам в плюс. Однако знайте, у заказчика будет железный аргумент – проверено на деле. То есть, он выбрал текст, который уже приносит его конкурентам прибыль, а значит, стратегия работает. Сработает ли ваш план – хз.

Профессия копирайтер очень интересная и многогранная. Она не только творческая, но и требует аналитических способностей, а порой эмпатии, дара предвиденья и стратегического умения.

Пишите в комментариях, каким копирайтером вы бы хотели стать или уже стали, а заказчики текстового контента, напишите, каких копирайтеров вы хотели бы видеть.

Благодарю за прочтение!