Найти тему

Чингисхан - смерть отца Есугея

В 1171 году Есугей отвозит Темуджина в племя куда - Унгиратов. Официальная причина - поиск невесты для Темуджина. В реальности Есугей имел цель - спасение сына-наследника на случай войны и поиск союзников.

Цикл статей о Чингисхане

На это указывает то, что Темуджина оставляли на целый год у родственников. Даже по степным обычаям Тэмуджин был еще мал для поиска невесты. Тут было другое. Возможно, тайджиуты усилились и хотели уничтожить род Есугея как претендента на монгольский трон.

Есугей оставил сына у предводителя унгиратов Дэй-Сечена, дочь которого 10-летняя Борте понравилась Есугею. Вряд ли она была сосватана, так как согласно "Джами ат-тавариху" Рашид-ад-Дина Дэй-Сечен не хотел родниться с Есугеем. Дэй-Сечен не зря носил свое имя - Эпитет «сечен» (монг. сэцэн) переводится как «мудрый». Он знал чжуржэньский и китайские языки, вел переписку с цзиньскими чиновниками, знал китайские обряды и традиции, имел библиотеку. Дэй-Сечен многое знал о происходящем в степи. И об интриге, которая затевалась вокруг Есугея.

Бортэ-фуджин, Борте-учжин (фуджин на  китайском языке «госпожа» ; 1161 — 1230) — старшая жена Темуджина (Чингисхана); дочь Дэй-Сечена (Дай-нойона) из рода унгират и его жены Цотан.
Бортэ-фуджин, Борте-учжин (фуджин на китайском языке «госпожа» ; 1161 — 1230) — старшая жена Темуджина (Чингисхана); дочь Дэй-Сечена (Дай-нойона) из рода унгират и его жены Цотан.

Борте пошла в отца и знала грамоту. Она увлекалась историей степи и соседнего Китая. Отец любил ее и много рассказывал.

Темуджин остался в становище унигиратов. Здесь выявилась одна его особенность - он боялся собак. Это говорит о его повышенной психоэмоциональности, что сразу чувствуют собаки кочевников, привыкающие к определенному психотипу. Темуджин был пассионарий. Он уже в детстве выбивался из общего ряда спокойных и добродушных степняков.

Согласно "Сокровенному сказанию" монголов, по пути назад Есугей был отравлен татарами, остановившись у них в кочевье как гость. По степной традиции травить гостя грех. Татары были не полностью кочевым племенем. Это был сборный народ, который кочевал у китайских границ и вследствие длительного общения с китайцами обладал более пластичным сознанием чем остальные кочевники.

Сокрове́нное сказа́ние монго́лов или Тайная история монголов или Юань би-ши или Юань-чао би-ши  — первый из известных исторических и литературных памятников монголов. Написан в XIII веке, вероятно монгольским уйгурским письмом, автор неизвестен. Дошёл до нас под китайским названием «Юань-чао би-ши» в виде текста, транскрибированного китайскими иероглифами - Википедия
Сокрове́нное сказа́ние монго́лов или Тайная история монголов или Юань би-ши или Юань-чао би-ши — первый из известных исторических и литературных памятников монголов. Написан в XIII веке, вероятно монгольским уйгурским письмом, автор неизвестен. Дошёл до нас под китайским названием «Юань-чао би-ши» в виде текста, транскрибированного китайскими иероглифами - Википедия

Возможно никакого отравления и не было. Есугей видимо болел и чувствуя скорую смерть хотел обезопасить первенца-наследника от происков тайджиутов. Также есть большая вероятность того, что именно тайджиуты отравили Есугея. А вину свалили на татар, у которых Есугей останавливался.

Перед смертью Есугей якобы послал за Темуджином своего нукера Мунлика. Скорее всего за Темуджином послала или Оэлун, или тайджиуты, подкупившие Мунлика. Как бы там не было, но Темуджин не успел и приехал уже после смерти отца.

После смерти Есугея его семья перестала считаться добытчиками. Нукеры Есугея ушли к другим вождям монгол. Тут имело место отличие древних монгол от других кочевых народов. У тогдашних монгол во главе угла стояла Орда - сообщество разно племенных кочевников, объединенных условиями быта. В то время например тюркские племена жили родовыми фратриями, что давало возможность передачи материальных ценностей по наследству и сохранение статуса при смерти кого-либо.

Вследствие этого семья Есугея оказалась на низшем уровне в монгольской иерархии. У них не было взрослых мужчин, которые могли быть добытчиками. Им приходилось быть нахлебниками в Орде. Тайджиуты стали главными в Орде и их вождь Таргутай-Кирилтух стремится к ханской власти. Конечно он мечтает избавиться от семьи претендента.

Статьи канала "История и культура Евразии" за октябрь 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы