Предыдущий материал вызвал бурную реакцию. Из комментариев видно, что тема детского сада болезненная для многих. Какие-то мамы ходят к психологам, чтобы найти поддержку оставлять ребёнка в детском саду. Какие-то не понимают как воспитывать, поэтому бросают детей в воду в надежде, что выплывет. Какие-то неверно понимают сказанное. Рассмотрим тему социализации подробнее.
Социализация: что это такое
Это процесс, при котором человек учится общаться и взаимодействовать в социуме. Есть 6 основных этапов социализации:
- с мамой
- в кругу общения семьи
- в социальном слое
- в культуре
Социализация в социальном слое — это школа, а в культуре — это университет и профессия.
Ещё чуть-чуть про физиологию развития
Человек с первых месяцев жизни развивается с помощью зеркальных нейронов. То есть в начале малыш внимательно наблюдает за мамой и папой, а потом начинает повторять.
Первые 3-5 лет жизни цель ребёнка — развитие. Ему интересно всё. Но самое важное, что он хочет учиться делать.
То есть учиться играть в куклы, прыгать, бегать, рисовать, лепить куличики. И только после того, как он овладеет всеми навыками и ему станет этого мало, он захочет пойти дальше. А дальше — игры в группе. Вот тот самый момент, когда ребёнок понимает весь кайф групповых игр со сверстниками.
Этап «учиться делать» называется незрелостью, а этап «играет со сверстниками» созреванием.
Думаю, все могут сравнить этот процесс с изучением языка. Когда вы только узнали алфавит, а вас усадили в языковую среду, где все свободно болтают, вы не почувствуете себя комфортно. Скорее, испытаете стресс. А когда у вас будет база, которую, кстати, вы получаете с надежным человеком, то вы включите её и заговорите. Вот это и значит дозреть.
Язык, как и игры — это инструмент социализации.
Ориентация на сверстников
Отличие ориентации на сверстников от дружбы отличается тем, к кому ребёнок идёт за руководством, поддержкой и кому несёт свои горести.
Ориентация на сверстников точно происходит у подростков. И очень важно формировать отношения привязанности с ребёнком с раннего возраста, чтобы избежать многих подростковых проблем.
Дошкольники постоянно теряют ориентацию на родителей, так как могут фокусироваться только на одной эмоции. Это происходит из-за незрелости. А в детском саду у них вообще мало других вариантов. Особенно когда воспитатели не понимают своей роли в адаптации.
Тяга к играм со сверстниками — тоже естественный природный процесс. Именно так дети обучаются. Но идея социализации до 5 лет с другими детьми, которая направлена на обучение взаимодействию и развитие, сама по себе не логична. Один ребёнок не поможет повзрослеть другому ребёнку.
То есть в дружбе с другими детьми нет ничего такого. Важно, чтобы эта дружба оставалась вторичной привязанностью. А первичная была с родителями.
Детский сад – это вынужденная необходимость родителя, а не базовая потребность ребёнка. Вот почему так важно перекрывать расставание.
И если мы подумаем о своей жизни, то найдём примеры необходимости подобных перекрытий во взрослом возрасте. Муж уезжает в командировку, и жена просит его позвонить, когда он доберётся до гостиницы. Ребёнка отправляют в лагерь и договариваются созваниваться по вечерам и встретиться в родительский день. Мама просит взрослую дочь позвонить, когда будет свободная минута.
Если нам необходимо чувствовать себя в близости, когда мы на расстоянии, то, что можно говорить о дошкольниках.