Любой условно подкованный в политике и в истории русскоязычный читатель давно знает, что Соединённые Штаты Америки – это такая страна, которая всегда встревает в противостояния и военные конфликты откуда-то из-за моря, посылая своих солдат гибнуть на чужих землях во имя национальных интересов. Понятие «отечественной» войны им незнакомо. Для большинства людей войны, которые вели США на своей территории (материковой территории) ограничиваются Войной за Независимость США 1775-1783 и Гражданской войной 1861-1865. Этот аргумент порою даже используют в спорах те, кто хочет обвинить американцев в слишком активном совании носа в чужие дела. Однако, история требует восстановить справедливость в этом вопросе – однажды американцы всё же познали на своей шкуре аналог нашей Отечественной войны 1812 года. Иронично, что называют они её ровно так же (только без прилагательного «отечественная») потому что началась она почти одновременно с вторжением Наполеона в Россию.
Наполеоновские войны в Новом свете
Для начала стоит немного рассказать о политической ситуации в мире и о том, какое место в этой ситуации занимали Соединённые Штаты Америки. Многие знают, что Наполеоновские войны – это одна большая история противостояния Франции и Англии с многочисленными вкраплениями других европейских стран. Но немногие представляют, какую сторону в этом конфликте занимали США. Отбросив в сторону тактичность, можно сказать прямо – предприимчивые американцы пытались усидеть на двух стульях сразу. И до поры до времени у них это удавалось. Но только до поры до времени…
Помимо военных столкновений, противостояние французов и англичан выражалось в масштабных попытках обеих держав помешать друг другу нормально торговать. Континентальная блокада Наполеона уже давно известна каждому ребёнку, но и Соединенное Королевство вполне себе действовало теми же методами, заставляя и мотивируя нейтральные страны прикрыть свои торговые отношения с Францией. Одной из таких стран были США – американцы весь период Наполеоновских войн очень активно торговали с французами, поставляя им, в том числе, и военные товары. При этом, официально к наполеоновской блокаде они не присоединялись, сохраняя торговые отношения с Великобританией. Однако, в 1807 году англичане решили, что пришло время бывшей колонии выбрать свою сторону в этой заварушке – они потребовали от Штатов прекратить торговлю с Францией, а для гарантии исполнений этих требований приказали Королевскому военно-морскому флоту останавливать и досматривать встреченные американские корабли. Официальным поводом для этого было возвращение английских дезертиров – ввиду специфического метода формирования экипажей на британском флоте (зачастую моряков набирали из числа отъявленных уголовников из лондонских тюрем) и сомнительных условий службы (многие английские флотские офицеры считали своим долгом жестко гнобить свою и без того не очень лояльную короне команду) английские матросы повально убегали в Штаты и устраивались работать на гражданские суда. Проблемой было то, что перед тем, как наняться на корабль, они обычно успевали получить гражданство и теперь английские матросы, которые под дулами ружей заставляли их вернуться в нелюбимый офис корабль, по факту, угоняли в плен американских граждан.
Такое пренебрежение правами и свободами американского гражданина, которые гарантировала ему Конституция, вызвало сильное возмущение в американском Конгрессе. Таким же сильным было и желание ещё больше напакостить бывшей метрополии, тем более, что англичане до сих пор не до конца выполнили условия Парижского мирного договора, завершившего Войну за Независимость, и не покинули крепости, которые ограничивали Штатам расширение на запад. Ещё и враждебных индейцев поддерживали звонкой монетой и науськиванием. Глубоко оскорбленные, американцы наложили эмбарго на торговлю с Великобританией, на которое, впрочем, британцам оказалось не менее глубоко наплевать, так что проблему оно не решило. В американском обществе заговорили о войне.
The War of 1812
Пока силы Англии были отвлечены на борьбу с «антихристом» Наполеоном и его многочисленными союзниками, США задумали удар в спину – немногочисленной, но наглой сухопутной армией по-быстрому разобраться с маленькими гарнизонами фортов в Английской Канаде, завоевать её, а затем объявить себя владельцами всей Северной Америки. Ну, или хотя бы просто оттяпать красивый кусочек. Надо сказать, что англичане в какой-то момент пытались «замириться», отменив торговые ограничения, но бравых америкосов уже было не остановить. 1-го июня 1812 года президент Мэдисон объявил Великобритании войну.
Дело, впрочем, сразу не заладилось – хотя американские войска по численности превосходили противника почти вдвое - семь тысяч человек против четырех (смешные числа для Наполеоновских войн, но, тем не менее), обе американские группировки внезапно оказались разгромлены британско-индейскими отрядами и вместо взятия Канады, сдали противнику Детройт. Первый год войны оказался для американцев отрезвляющим ведром воды в лицо. Осенью началось формирование новой многочисленной армии – удалось набрать почти 20 тысяч человек. Весной 1813-го полчища «звездно-полосатых» взяли несколько фортов и сумели захватить и сжечь столицу британской провинции город Йорк. Впрочем, окончательной победы добиться все равно не получилось – британские канадцы на пару с индейцами активно маневрировали и, избегая разгрома, наносили чувствительный урон американской армии. К новому зимнему сезоны стороны подошли в состоянии своеобразной «позиционки» - продолжать наступление американцы были уже не в состоянии, но занятые ими территории у канадцев отбивать было некому. Но вот в Европе в этот момент всё пошло на лад – после битвы под Лейпцигом, Наполеон покатился к Парижу. Британская корона обратила свой взор в Новый Свет.
Сожжение Белого Дома
Первая половина нового 1814-го года прошла без особых изменений – деньги у американского Конгресса заканчивались и финансировать новые пополнения для армии было уже неоткуда. Но и у канадцев сил пока особенно не прибавилось. Дело сдвинулось с мёртвой точки только в августе, когда у восточного побережья штата Мэрилэнд внезапно появился английский флот, который высадил 3.5-тысячный десант в десятке километров от Вашингтона. Спешно собранное ополчение и гарнизон города не смогли оказать достойное сопротивление десанту, и были разогнаны несколькими пушечными и ружейными залпами. 24-го августа британцы вступили в Вашингтон. Правительство и президент бежали, а население попряталось по домам, за исключением небольшого отряда самых храбрых ополченцев, которые попытались предотвратить взятие Белого Дома – святыни американской демократии – с помощью засадно-партизанской тактики. В ответ на стрельбу из-за угла генерал-майор Росс, командир английского десанта, распорядился поджечь Белый Дом и здания Сената и Конгресса. Американцы любят восхвалять храбрость и отвагу Долли Мэдисон – первой леди США, которая до последнего оставалась в Белом Доме и руководила спасением ценностей, в частности, вырезала из рамы и унесла с собой большой портрет Джорджа Вашингтона. Британцы, в ответ на это, насмешливо восхваляют божественный вкус ужина, приготовленного Первой леди для своей семьи и мужа, и который достался британским солдатам. Так или иначе, но зарево пожара было видно на много миль, а Великобритания до наших дней является единственной страной, войска которой когда-либо оккупировали столицу Соединённых Штатов Америки.
Вторая война за независимость
Кончилось дело формально ничьей – британский десант получил отпор под Балтимором и так и не сумел окончательно принудить США к капитуляции, но и отбить столицу американские войска так и не сумели. Мирный договор возвращал всё к статусу-кво – границы оставались прежними. Но оценка этой войны сторонами оказалась кардинально разная – с точки зрения Великобритании это была очередная маленькая война на периферии своих колоний, а вот в США войну назвали «Второй войной за независимость», очевидно, впечатлившись сожжением Вашингтона и боевыми действиями на своей территории. Про то, что войну начали они сами, да и на их независимость, честно говоря, уже давно никто не посягал, американцы предпочитают не вспоминать. Тем не менее, в ходе войны американцы действительно защищали свои дома, а кто-то их даже и потерял (как минимум, сам президент). Вряд ли таких людей было много, но и масштабы войны были невелики. В конце концов, Война 1812 года у каждого своя.
Автор - Глеб Маликов, #маликовкат