Найти тему
Порцелиновый фан

Великие сервизы мира. "Голубой рифлёный" ("Blue Fluted", 1775). Дания.

Позовите фана, Порцелинового фана! Он покажет модный, очень популярный в нашей доброй Дании сервиз.

Самым известным сервизом Датской Королевской мануфактуры является "Flora Danica" ("Флора Дании", о нём читайте здесь: https://dzen.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/velikie-servizy-mira-rcd-flora-danii-17901802-634bba747cb60f3cece779dc ), а самым-самым первым - он - сервиз "Blue fluted" ("Голубой рифлёный").

Датская Королевская фарфоровая мануфактура была образована в 1775-м году. Предприятием заведовал Франц Генрих Мюллер (Frantz Henrich Müller), известный химик и фармацевт (аптекарь), большой почитатель и фанатик фарфора.

Создание Датской Королевской мануфактуры по времени почти совпало с находкой в 1772 году богатой жилы кобальта в Норвегии (в те времена - части Дании). Кобальт - важнейший элемент при создании различных колеров, применяемых в производстве фарфора и стекла, и прежде всего - синего (голубого), поэтому неудивительно, что самый первый сервиз свежесозданной мануфактуры решено было расписывать синим. Важное дополнение: датчане переманили к себе пять мастеров с Мейсена (основоположника европейского фарфора), а в Мейсене чтили китайский фарфор, и часто за основу рисунка или формы брали китайские образцы. И первый же сервиз, созданный на Датской мануфактуре, украсили узором, стилизованным под Китай: сдержанные цветочные мотивы, соединённые тонкими округлыми линиями. Узор так и назвали - "Узор номер один". Техника - ручная подглазурная роспись.

Получился уникальный сервиз. С одной стороны, в росписи он копирует китайский старинный фарфор, так что можно назвать узор глубоко традиционным. С другой стороны, в период раннего АР-НУВО (стык XIX-го и XX-го веков) подобная стилизация вновь оказалась на пике популярности (конечно, мастера века XVIII-го об этом знать не могли!). А сегодня, в новой реальности, когда люди в массе своей обленились, и не моют посуду руками, а отправляют в посудомойку, оказалось, что и такая обработка данному сервизу нипочём - на предметах отсутствует быстро истирающаяся позолота, а узор защищён от истирания глазурью!

Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.
 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Основной цветочный рисунок со временем видоизменялся, пока в начале XIX-го века не приобрёл ту форму, которая используется и поныне. Впрочем, обыкновенный потребитель (как я, например) вряд ли заметит разницу... Ну а "для тех, кто понимает" оставлю варианты цветка (см. ниже).

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

Считается, что после того, как "Узор номер один" сформировался окончательно (в 1810-м году), за всё время выпуска с сервизом случилось ещё два больших изменения - в 1880-х годах и в 2000-м.

В 1880-е годы художественным руководителем предприятия становится Арнольд Крог - широко известный (в узких кругах Датского королевства) художник и архитектор. Он предложил три варианта декора "Blue Fluted".

Первый вариант: "Blue Fluted Full Lace" ("Голубой Рифлёный. Полные кружева"). Самый богатый, насыщенный синий растительный орнамент, симметрично расположенный на поверхностях белоснежного фарфора. Обилие кружева ручной работы – главного художественного элемента композиции. Перфорированный край. Примеры - в галерее ниже.

Второй вариант: "Blue Fluted Plain" (Голубой Рифлёный. Основной (Простой)). Первая базовая коллекция 1775-го года, чуть стилизованная Арнольдом Крогом в 1885-м году под тогдашние "современные" тенденции. Вариант "Blue Fluted Plain" также известен как "mussel" ("мидия"). Одни утверждают, что это название связано с рифлёным рельефом, напоминающим таковой у ракушки моллюска. Другие, такие как художественный руководитель предприятия во второй половине XIX-го века Арнольд Крог, считали, что название происходит от кобальтово-синего цвета, используемого в раскрашенных вручную украшениях - цвета, также называемого (видимо, в Датском королевстве) "цветом мидии". Смотрим.

Третий вариант: "Blue Fluted Half Lace" ("Голубой Рифлёный. Полукружево"). Считается премиальным сервизом. Работа Арнольда Крога. Сервиз вышел в свет в 1888 году. Как и другие варианты оформлен рисунком "Узор номер 1", выполненным техникой ручной подглазурной росписи. Тончайший белый фарфор богато декорирован тонкими веточками и цветами, симметрично расставленными на поверхности. Природную тематику продолжают "раковины улиток"(?) на крышечках и ручках. Кружева, окаймляющие каждый предмет сервиза, делают его еще более нарядным.

Рекламные проспекты уверяют потенциального покупателя, что рисунок - это не принт, не трафарет, а исключительно полностью ручная роспись. И приводят соответствующие "подтверждения" (например, в виде фото)...

 Фото взято из свободного доступа в интернете.
Фото взято из свободного доступа в интернете.

В тонкостях росписи мне трудно разобраться (для меня все три варианта - практически на одно лицо; разве что подобный узор от "Лукового" смогу отличить), поэтому в следующей галерее я разместил просто более-менее привлекательные для глаза предметы всех трёх "классических" вариантов "Blue Fluted". Смотрим...

В 2000-м году в связи с "новыми веяниями" появилась ещё одна - "ультрамодная" разновидность узора. На стыке тысячелетий в архитектуре было модно играть с масштабами. Например, в Москве в те годы появляется много строений в эстетике РУССКОГО МОДЕРНА (или РАННЕГО АР-НУВО). Ты смотришь на строение, и понимаешь, оно выполнено в стилистике АР-НУВО, но это именно стилизация: таких огромных размеров витражных или мозаичных вставок, или консолей под балконом, эркера или парадного входа в эпоху АР-НУВО не могло быть. Понятно, что стиль красивый, очаровывает сразу, заказчик платит, но архитектору неинтересен чистый повтор, и он, желая отметить себя в истории архитектуры, соглашается на все требования заказчика, но при этом намеренно увеличивает элементы в размерах, показывая таким образом определённую "новизну". Так получилось и с новым дизайном "Узора номер 1". В данном случае отличилась дизайнер Карен Ларсен. Говорят, что продажи сервиза с таким дизайном стремительно выросли. Итак, встречаем...

Четвёртый вариант: "Blue Fluted Mega".

P.S. В какой-то степени восхищаюсь западными ушлыми "товарищами" - умеют же из того малого, что у них есть - выжать максимум, да ещё и сделать из этого малого неиссякаемый источник прибыли! Две с половиной сотни лет эксплуатировать по сути один и тот же декор! Это при том, что только на ИФЗ за этот период созданы, наверное, даже не сотни, а тысячи различных по форме и росписи сервизов, каждый из которых представляет из себя музейный экспонат!

Благодарю всех, кто дочитал! Это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Для тех, кому интересен фарфор как неотъемлемая часть культуры Человечества: подписывайтесь, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если статья понравилась - ставьте лайк, делитесь с друзьями. До новых встреч!