Найти тему

Якутск автобусный

Кто только не писал про проблемы общественного транспорта в г. Якутске. Пожалуй, внесу свою лепту. Хочется просто поговорить о состоянии общественного транспорта в городе, схемах движения и перспективах.

Начинать начинаем с того, что по данным Яндекса, в городе на 2022 год проживает 341 221 человек, что достаточно много. Соответственно, для перемещения таких масс народа необходим качественный общественный транспорт. Мы не будем сейчас вдаваться в расчёты требуемого количества автобусов и т.д., не нужно это сейчас. Просто обсудим факты, все по порядку.

К слову, по опубликованным ещё в далёком 2018 году данным, на встрече с представителями автобусных маршрутов им ясно дали понять о необходимости, цитирую: "... улучшения качества перевозок. Это касается в том числе таких моментов, как чистота в автобусах, вежливость водителей, культура поведения в общественном транспорте. Все эти моменты мы будем отслеживать и регулировать совместными усилиями с перевозчиками".

А воз и ныне там: чистоты в автобусах как не было, так и нет, водители как грубили, так и грубят, культура вождения в стиле "токийский дрифт" никуда не делась.

1. Виды общественного транспорта

В целом, к городскому общественному транспорту можно отнести городские автобусы, маршрутные такси, троллейбусы, трамваи и скоростной транспорт в виде метро. Из всего этого многообразия в Якутске есть только автобусы.

При этом полностью отсутствуют городские муниципальные маршруты. Муниципальные маршруты ограничены только междугородним сообщением с близлежащими деревнями и посёлками.

2. Виды автобусов

Самые простые, сельские. Даже не городские, а сельские ПАЗ 32053 и его модификации.

Типичный "сельский ПАЗик"
Типичный "сельский ПАЗик"

Почему сельские? Да потому что у автобуса огромный клиренс и большие колёса. Что идеально подходит для езды между посёлками по направлениям, но совершенно неприемлемо в городе.

Он разрабатывался, как сельский и пригородный автобус. Иной раз смотришь, как женщина с коляской пытается поднять эту коляску в этот автобус, как очередная бабушка или дедушка пытаются покорить эти ступени у автобуса и грустно становится. Неужели нельзя об этом подумать? Похоже, что и про инвалидов при разработке этого автобуса вообще знать не знали. Так что если у вас есть проблемы со здоровьем - лучше ходить пешком.

При том, что даже более новый ПАЗ 3204 далеко от предшественника не ушёл. Всё тот же высокий пол, все те же огромные колёса, ступени и клиренс.

"Сельский ПАЗик" поновее
"Сельский ПАЗик" поновее

Ещё мне, как немного так инженеру, хочется задать вопрос конструкторам сего "чуда". ПОЧЕМУ?! Почему целый кусок автобуса внутри просто не используется и мёртвым грузом ездит, тратит топливо, ресурс подвески, не обеспечивая дополнительное место пассажирам? Ещё 5-6 человек вместимости потеряны просто так. Тоже касается ПИЗика 3204.

"Гениальные" конструкторские решения на службе общественного транспорта.
"Гениальные" конструкторские решения на службе общественного транспорта.

3. Состояние дорожной сети

Это ещё одна крышка в гвоздь гроба под названием "Общественный транспорт Якутска". Состояние дорожной сети, работа светофоров и целом организация дорожной сети в городе сделана таким образом, чтобы все: и автобусы и машины стояли в вечных пробках.

Причём эта проблема доходит до крайности в летнее время, когда температура воздуха позволяет пользоваться личным автомобилем для поездок на работу.

Никто в здравом уме не поедет на грязном, неудобном, тесном автобусе, который не ходит по расписанию. Который неизвестно сколько ждать и неизвестно приедет ли он вообще. В котором неизвестно будет ли место или он будет под завязку забит людьми и придётся ждать следующего. На котором неизвестно, за какое время ты доберёшься на место.

Любой здравомыслящий человек предпочтёт этому "счастью" свой автомобиль. Даже несмотря на пробки, на расход топлива, на обслуживание. В авто получается лучше и дешевле.

По результатам эксперимента портала YKT, на автобусе почти в 2!!!!!!, в 2 раза дольше, чем дойти пешком. 66 минут на автобусе против 36 пешком. Это просто немыслимое расточительство. Пол часа времени потрачено в никуда. А самое ценное и дорогое в нашем мире - это время. Пол часа времени это, извините меня, как минимум 1 000 незаработанных рублей. Это пол часа важных дел и задач или пол часа с семьёй. Сколько таких "пол часа" может набежать за неделю, месяц, год? Т.е. ездить на автобусе в Якутске - это ещё и невероятно дорого.

4. Маршрутная сеть

Главная проблема маршрутной сети - низкая связность и покрытие. Давайте посмотрим на все маршруты.

Маршрут 1
Маршрут 1
Маршрут 2
Маршрут 2
Маршрут 3
Маршрут 3
Маршрут 4
Маршрут 4
Маршрут 5
Маршрут 5
Маршрут 6
Маршрут 6
Маршрут 7
Маршрут 7
Маршрут 8
Маршрут 8
Маршрут 14
Маршрут 14
Маршрут 15
Маршрут 15
Маршрут 16
Маршрут 16
Маршрут 17
Маршрут 17
Маршрут 18
Маршрут 18
Маршрут 19
Маршрут 19
Маршрут 20
Маршрут 20
Маршрут 25
Маршрут 25
Маршрут 35
Маршрут 35

Если обратить внимание на приведённые схемы, можно сделать следующие выводы:

1. Маршруты проходят в основном только по крупным улицам.

2. Многие маршруты пересекаются друг с другом и проходят по одним и тем же улицам.

3. Огромная жилая территория вообще не покрыта автобусной сетью.

4. Присутствуют значительные расстояния, которые необходимо преодолеть пешком, чтобы дойти от жилых домов до остановки и доехать до определённых районов города.

5. Загруженность

Линии загружены. Это ясно и без расчётов любому человеку, кто хоть раз хотел уехать куда-нибудь на автобусе в Якутске. При этом нигде не обсуждается ни возможность организации наземной и надземной трамвайной сети, ни выделение приоритетов общественному транспорту, ни регламентация параметров используемых на линиях автобусов с целью повышения комфорта и вместимости. Ни-че-го.

6. Состояние общественного транспорта

Я бы охарактеризовал состояние общественного транспорта как ужасающее, но ещё более ужасающее - контроль над всем этим безобразием.

Как финальный штрих дно крышки гроба посмотрим на то, сколько же автобусов находится на линии в 21-30 вечера:

Маршрут 14
Маршрут 14
Маршрут 5
Маршрут 5
Маршрут 7
Маршрут 7
Маршрут 14
Маршрут 14
Маршрут 17
Маршрут 17
Маршрут 18
Маршрут 18
Маршрут 20
Маршрут 20

Всё. Это даже комментировать не имеет смысла, всё ясно и так. Фактически, с окраины города уже в 20-30 вечера уехать уже практически не возможно. Можно стоять на остановке по пол часа. Особенно плохо это в зимнее время. Попробуй-ка в -50 постоять пол часа на улице.

При этом, во всех крупных и не очень городах в которых я бывал, можно было без проблем пользоваться услугами общественного транспорта до 23-30 вечера включительно.

Здесь же ситуация доведена до того, что ты точно знаешь, что вечером даже смысла пытаться ехать на автобусе вечером нет. Только такси ли пешком. Это попросту наплевательское отношение к людям.

Особенно к работающим по сменному графику, к людям с ненормированным графиком, которые вынуждены очень поздно возвращаться домой с работы и которые фактически лишены такой возможности.

Предложения

Как говорится, критикуешь - предлагай.

Предлагаю ряд мер, которые бы исправили ситуацию:

1. Актуализация маршрутной сети с учётом мест жительства людей и самых загруженных направлений.

2. Запрет на приобретение и эксплуатацию не городских автобусов и определения перечня разрешённых транспортных средств.

3. Предоставление приоритета для автобусов на всех городских дорогах.

4. Обеспечить на всех маршрутах работу как муниципальных (принадлежащих государственному предприятию), так и частных автобусов.

5. Обеспечить минимально допустимое количество автобусов на линии, курсирующих по каждому из маршрутов с жёстким контролем соблюдения.

6. Обеспечить бесперебойное курсирование автобусов до 23-30 вечера включительно с жёстким контролем соблюдения.

7. Подключение всех автобусов к единой системе отслеживания местоположения и учёта рабочего времени, доступную как гражданам, так и проверяющим органам.

8. Повышение стоимости проезда на автобусах минимум на 5 рублей для повышения оплаты труда водителей и своевременного обновления подвижного состава.

9. Обеспечение пунктов обязательного санитарного контроля для всех автобусов на линии и перед выходом на линию.

10. Запрет на работу в общественном транспорте для мигрантов для обеспечения рабочих мест.

#россия #город #автобус #якутск #маршрут #Григорьев #коллапс #общественный транспорт