Найти в Дзене

Поэт в шинели: очарование лирики Дениса Давыдова

Денис Давыдов – поэт предпушкинской эпохи, основатель гусарской лирики, самый яркий предшественник романтизма. Во многом именно благодаря его поэзии образ гусара стал чрезвычайно популярным в читающих кругах. Стихотворения Давыдова отличают задор, искрометный юмор, непринужденная речь и безудержное веселье. И хотя Денис Васильевич был героем Отечественной войны 1812 года, где он руководил партизанскими отрядами, нанесшими существенный урон Великой армии Наполеона, в его стихах нет подробных описаний боев и военных действий. Поэт был певцом солдатских биваков с их острыми шутками и неизменной выпивкой («Сабля, водка, конь гусарский»).

Перу Давыдова принадлежит ряд так называемых «усатых» стихотворений. Во многом именно с его легкой руки усы стали неотъемлемым атрибутом гусарской внешности. Язык стихотворений Давыдова – взбалмошный, взрывной, темпераментный, немного грубоватый, но при этом неизменно потешный и оптимистичный. Поэт периодически «гусарил» в своих стихах, воспевая воинскую удаль сослуживцев как на поле брани, так на дружеских пирушках («Гусарский пир», «Песня старого гусара»).

Давыдов как бы нарочно противопоставлял свои дерзкие и насмешливые стихи куртуазной, салонной лирике. Он не стеснялся вкраплять в произведения солдатские жаргонные словечки и грубые шутки, которые наверняка коробили слух жеманных барышень, но находили отклик у ценителей настоящего, живого, искреннего русского языка («Решительный вечер»). Поэт часто прибегал к юмористическим гиперболам, особенно, в тех случаях, когда описывал веселые пирушки гусар («как зюзя натянулся», «пропью прогоны с кошельком» и др.). Ещё одна характерная особенность стихов Давыдова – это их полифоничность, то есть многоголосие и отсутствие однотонности, свойственной, например, К. Н. Батюшкову и В. А. Жуковскому.

Давыдов сделал акцент на изображение натуры гусара. В его стихах этот лихой боец – отчаянный забияка, который мертвецки напивается, но при этом способен на отчаянный подвиг и даже смерть принимает с оптимизмом. Благодаря творчеству Дениса Васильевича гусары стали чем-то вроде русских мушкетеров – отважными забияками, пылкими влюбленными и неугомонными вояками. Несмотря на грубоватый тон, в лирике Давыдова присутствует романтичный флер, который дает основание некоторым литературоведам относить его к основателям романтизма.