Найти в Дзене
Александр Дедушка

Будут ли наши судьбы похожи на сходные судьбы Христа и Иоанна Крестителя?

Иоанн Креститель и Иисус Христос
Иоанн Креститель и Иисус Христос

Иоанн Креститель стал не только Предтечею Иисуса Христа, но и прообразом Его жизни.

Иисус Христос многое заимствовал у Иоанна. Даже первые слова Его проповеди повторяют главный лейтмотив проповеди Своего Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Иоанн первым вступает в жесткую полемику с фарисеями и книжниками, а Иисус Христос впоследствии продолжит эту непримиримую позицию.

Иисус Христос перенял от Иоанна и практику крещения, наполнив ее новым содержанием.

Мало этого, даже богословские понятия об Отце и Сыне и Святом Духе впервые проявились в деятельности Иоанна Крестителя во время крещения Христа.

Иисус Христос будет в дальнейшем развивать эти важнейшие богословские понятия.

Но все же самое главное – Иоанн Креститель предварил не только учение и практику Христа – он предварил Его судьбу.

Какое-то время их жизнь словно бы совершается в параллельных плоскостях. Эта параллель начинается со встречи их матерей Марии и Елизаветы и продолжается дальше.

Затем следует их личная встреча во время крещения Христа. Некоторое время их миссии развиваются параллельно, но по разным «графикам»: у Христа – по возрастающей, у Иоанна – по убывающей линии.

Он сам констатирует этот «противоход»: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3.30).

И наконец, это «умаление» завершается казнью от Ирода – своим собственным крестом, на который Иоанн Креститель взошел раньше Христа, предварив и предуказав Его судьбу.

Даже обстоятельства их казней имеют параллели.

И Христос, и Иоанн всю свою мессианскую деятельность подвергались смертельной опасности. И Того и другого хотели убить.

В Евангелиях даже говорится об этом в сходных терминах и обстоятельствах:

О Иоанне Крестителе:

«И хотел (Ирод) убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка». Мф. 14.5.

О Иисусе Христе:

«И старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка». (Мф. 21.46).

Обратили внимание, что обоих спасло мнение народа, считавшего их пророками?

Однако и у Того и у другого – это были лишь временные отсрочки, которые только позволили им завершись их миссии. Судьбы обоих неизбежно склонялись к насильственной смерти.

И тот и Другой прошли через арест, допросы, содержание под стражей и издевательства.

О последнем напрямую в случае Иоанна не говорится, но мы можем предположить, что вряд ли солдаты, сторожившие Иоанна, относились к нему с большим пиететом, чем к Иисусу Христу.

Даже мотивация казни у обоих сходна.

И у Христа и у Иоанна вокруг их смерти и за их смерть шла борьба. Были те, которые хотели бы их спасти, и была противоположная партия, добивавшаяся казни.

И у Христа, и у Иоанна в роли их «защитников», пытавшихся сохранить их жизни, были главные властные и ответственные лица – царь-четверовластник и римский прокуратор.

И наконец сама несправедливая казнь, когда и тот и другой, как бы «нехотя», под давлением обстоятельств, были вынуждены отдать смертные приговоры.

И даже обстоятельства погребения Иоанна, когда пришли его ученики и погребли его тело, сходны с действиями учеников Христа.

Что ж сходство судеб Иоанна и Христа налицо – и это не может не навести на следующие размышления.

Христос не раз подчеркивал, что Его ученики должны следовать Его путем, то есть путем крестным:

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Мф. 16. 24.

И Он прямо говорит о ждущих Его последователей гонениях:

"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня". Мф. 5.11.

Таким путем прошел и Его Предтеча Иоанн Креститель, а значит, и нас, всех верующих во Христа, ждут сходные судьбы.

Одно из главных и по сути кощунственных заблуждений состоит в том, что можно быть христианином и прожить спокойную, тихую жизнь, без каких-либо покушений на это спокойствие и безмятежность.

Такая жизнь будет свидетельствовать лишь об одном – что человек по сути своей не христианин.

Если мы настоящие христиане, то все зло этого мира не может оставить нас в стороне, не сделав своими мишенями и объектами нападения.

Поэтому у каждого в жизни должен быть и свой Ирод, и свой Понтий Пилат, и своя Саломея вкупе с женой Ирода, и добивающиеся нашей смерти «фарисеи и книжники» и издевающиеся над нами «воины», взявшие нас «под стражу».

И самое главное – нас ждет восхождение на свой собственный крест, который в итоге лишит нас жизни.

Наша задача только успеть до этого креста выполнить свою миссию.

Нужно, в любом случае, постараться, лавируя между желающими нас как можно быстрее отправить на крест и убить, сделать то, что ты должен был сделать в этой жизни и ради чего Бог тебя послал на эту проклятую Им планету.

Иоанн Креститель успел это сделать.

Иисус Христос успел это сделать.

А значит, с Божьей помощью – и мы тоже должны суметь это сделать.