Иоанн Креститель стал не только Предтечею Иисуса Христа, но и прообразом Его жизни.
Иисус Христос многое заимствовал у Иоанна. Даже первые слова Его проповеди повторяют главный лейтмотив проповеди Своего Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Иоанн первым вступает в жесткую полемику с фарисеями и книжниками, а Иисус Христос впоследствии продолжит эту непримиримую позицию.
Иисус Христос перенял от Иоанна и практику крещения, наполнив ее новым содержанием.
Мало этого, даже богословские понятия об Отце и Сыне и Святом Духе впервые проявились в деятельности Иоанна Крестителя во время крещения Христа.
Иисус Христос будет в дальнейшем развивать эти важнейшие богословские понятия.
Но все же самое главное – Иоанн Креститель предварил не только учение и практику Христа – он предварил Его судьбу.
Какое-то время их жизнь словно бы совершается в параллельных плоскостях. Эта параллель начинается со встречи их матерей Марии и Елизаветы и продолжается дальше.
Затем следует их личная встреча во время крещения Христа. Некоторое время их миссии развиваются параллельно, но по разным «графикам»: у Христа – по возрастающей, у Иоанна – по убывающей линии.
Он сам констатирует этот «противоход»: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3.30).
И наконец, это «умаление» завершается казнью от Ирода – своим собственным крестом, на который Иоанн Креститель взошел раньше Христа, предварив и предуказав Его судьбу.
Даже обстоятельства их казней имеют параллели.
И Христос, и Иоанн всю свою мессианскую деятельность подвергались смертельной опасности. И Того и другого хотели убить.
В Евангелиях даже говорится об этом в сходных терминах и обстоятельствах:
О Иоанне Крестителе:
«И хотел (Ирод) убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка». Мф. 14.5.
О Иисусе Христе:
«И старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка». (Мф. 21.46).
Обратили внимание, что обоих спасло мнение народа, считавшего их пророками?
Однако и у Того и у другого – это были лишь временные отсрочки, которые только позволили им завершись их миссии. Судьбы обоих неизбежно склонялись к насильственной смерти.
И тот и Другой прошли через арест, допросы, содержание под стражей и издевательства.
О последнем напрямую в случае Иоанна не говорится, но мы можем предположить, что вряд ли солдаты, сторожившие Иоанна, относились к нему с большим пиететом, чем к Иисусу Христу.
Даже мотивация казни у обоих сходна.
И у Христа и у Иоанна вокруг их смерти и за их смерть шла борьба. Были те, которые хотели бы их спасти, и была противоположная партия, добивавшаяся казни.
И у Христа, и у Иоанна в роли их «защитников», пытавшихся сохранить их жизни, были главные властные и ответственные лица – царь-четверовластник и римский прокуратор.
И наконец сама несправедливая казнь, когда и тот и другой, как бы «нехотя», под давлением обстоятельств, были вынуждены отдать смертные приговоры.
И даже обстоятельства погребения Иоанна, когда пришли его ученики и погребли его тело, сходны с действиями учеников Христа.
Что ж сходство судеб Иоанна и Христа налицо – и это не может не навести на следующие размышления.
Христос не раз подчеркивал, что Его ученики должны следовать Его путем, то есть путем крестным:
«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною». Мф. 16. 24.
И Он прямо говорит о ждущих Его последователей гонениях:
"Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня". Мф. 5.11.
Таким путем прошел и Его Предтеча Иоанн Креститель, а значит, и нас, всех верующих во Христа, ждут сходные судьбы.
Одно из главных и по сути кощунственных заблуждений состоит в том, что можно быть христианином и прожить спокойную, тихую жизнь, без каких-либо покушений на это спокойствие и безмятежность.
Такая жизнь будет свидетельствовать лишь об одном – что человек по сути своей не христианин.
Если мы настоящие христиане, то все зло этого мира не может оставить нас в стороне, не сделав своими мишенями и объектами нападения.
Поэтому у каждого в жизни должен быть и свой Ирод, и свой Понтий Пилат, и своя Саломея вкупе с женой Ирода, и добивающиеся нашей смерти «фарисеи и книжники» и издевающиеся над нами «воины», взявшие нас «под стражу».
И самое главное – нас ждет восхождение на свой собственный крест, который в итоге лишит нас жизни.
Наша задача только успеть до этого креста выполнить свою миссию.
Нужно, в любом случае, постараться, лавируя между желающими нас как можно быстрее отправить на крест и убить, сделать то, что ты должен был сделать в этой жизни и ради чего Бог тебя послал на эту проклятую Им планету.
Иоанн Креститель успел это сделать.
Иисус Христос успел это сделать.
А значит, с Божьей помощью – и мы тоже должны суметь это сделать.