Как бы не ругали пятигорский трамвайчик за сбои в работе и старые вагоны, он остается моим наилюбимейшим городским транспортом. Надо отдать ему должное: электрический трамвай появился в Пятигорске в 1903 году, один из первых в России. Его особенность - узкая колея шириной 1000 мм.
1) Первая ветка протянулась от железнодорожного вокзала по Царской улице до Сабанеевских ванн (ныне - Пушкинские ванны). Маршрут сохранился до наших дней - сейчас это проспект Кирова, правда, до ванн трамвай больше не ходит, а сворачивает не доезжая парка Цветник на Горячеводск.
2) Вторая ветка, так называемая "Провальская", была открыта 7 августа 1904 года - вагоны ходили от Казённой гостиницы (от Цветника) до Провала.
Учитывая горную местность с уклонами, по маршруту бегали легкие вагончики, которые получили название "босоножка". Одна из таких "босоножек" сохранилась в качестве музейного экспоната на территории старого трамвайного депо (проспект Кирова, дом 85).
Своё название "босоножка" получила за отсутствие окон и дверей в вагоне. Открытые всем ветрам пассажиры мчали к Провалу в незащищенном от непогоды трамвае. Вместо дверей - цепочки. И если летом лёгкий ветерок приятно обдувал лицо, то зимой поездка в таком вагоне становилась бы пыткой. Это стало одной из причин, почему в зимнее время трамвайного сообщения с Провальскими дачами не было. Вторая причина - оледенение путей на крутых подъёмах и спусках и невозможность по ним проехать.
К сожалению, Провальский маршрут не сохранился до наших дней. Во время фашистской оккупации вагоны-"босоножки" были уничтожены, рельсы разобраны. После войны посчитали этот маршрут нерентабельным и восстанавливать не стали. Сейчас до Провала от железнодорожного вокзала можно добраться на автобусе №1, но иногда так хочется окунуться в былые времена - и почувствовать атмосферу прошлой эпохи. Пройдёмся по следам Провальского трамвая?!
Начинаем путь от парка Цветник - рядом со входом в парк и располагалась Казённая гостиница (сейчас в значительно перестроенном здании находится Краеведческий музей, проспект Кирова, дом 25).
Здесь Провальская ветка отходила от основной и поднималась по улице Дворянская (ныне - улица Карла Маркса).
На месте санатория "Руно" (угол улиц Карла Маркса и Кирова) располагалась усадьба Арешева. Дом помещика, садовода и шелковода В. К. Арешева простоял на этом месте около 150 лет, пока его не снесли в 1964 году при строительстве санатория.
Сейчас на здании "Руно" можно увидеть памятную табличку о том, что в одном из домов усадьбы Арешева произошло знакомство поэта Лермонтова и критика Белинского - случилось это событие в 1837 году.
Поднимаясь по улице Карла Маркса, обращаешь внимание на старые здания с балкончиками. Мне в глаза бросился необычно украшенный уличный фонарь. Такие фонари мне встречались на советских фотографиях Пятигорска. Может, они успели осветить путь и Провальскому трамвайчику?
Улица довольно круто взбирается вверх. На одном из домов даже поручни приделали, чтобы легче было преодолеть подъем. Как же здесь ездили трамваи?!
Вот и ездили только в летний период. Впрочем, не обходилось и без аварий. В октябре 1904 года на Провальской линии произошло серьезное крушение: на спуске трамвай начал самопроизвольно набирать скорость, колеса скользили по рельсам, тормоза не помогали. Скатившись вниз по Дворянской улице, вагон врезался в столб и развалился. Есть мнение, что такого рода аварии, в том числе, послужили причиной отказа от Провальского маршрута после войны.
По пути нам встречается неприметное старое здание (улица Карла Маркса, дом 6) - это один из флигелей усадьбы А. Ф. Реброва, видного деятеля на Кавказе. В его доме в 1820 году останавливался Александр Сергеевич Пушкин, приехавший на Воды с семьей генерала Раевского. Мемориальная табличка об этом событии почти скрыта ветвями дерева.
Далее встречаются еще таблички: дом врача-общественника Ржаксинского, гимназического приятеля осетинского поэта Коста Хетагурова (ул. Карла Маркса, дом 10)
По соседству - бывшая усадьба священника Эрастова, в одном из домов которого квартиру снимала сестра Льва Николаевича Толстого (ул. Карла Маркса, дом 12). В 1853 году писатель бывал здесь в гостях. К сожалению, усадьба не сохранилась, на её месте в 1892 году был построен дом, который тоже привлекает наше внимание - здесь находится один из корпусов санатория "Тарханы".
Самый знаменитый дом по бывшей Дворянской улице - дом генерала Верзилина. В этом доме в 1841 году был вызван на дуэль Михаил Юрьевич Лермонтов (ул. Карла Маркса, дом 13).
Со стороны улицы Буачидзе на доме сохранилась дореволюционная мемориальная доска. Сейчас дом Верзилина входит в музей-заповедник "Домик Лермонтова", его можно посетить и посмотреть на ту самую гостиную, в которой был брошен вызов на дуэль.
Лермонтовский музейный квартал расположился на углу улиц Карла Маркса и Лермонтовская. Здесь Провальский трамвайчик поворачивал направо - повернём и мы.
На этой улице сохранились старые усадебные дома, большинство из которых в настоящее время принадлежат санаторию имени Лермонтова. Один из таких домов - "Дача Эльзы".
Дом, похожий на средневековый замок, построен в 1904 году для Эльзы Гукасовой, использовался под сдачу внаём отдыхающим. После революции в здании расположился санаторий - "Красная Звезда", затем "Пролетарий". Поэтому Провальская трамвайная линия, доставляющая отдыхающих прямо к дому, всегда была здесь очень кстати.
Сейчас дом находится в очень удручающем состоянии. Из-за глухого забора тяжело рассмотреть архитектуру, а разросшиеся деревья закрывают остатки былого великолепия.
Рядом с "Дачей Эльзы" проглядывают руины некогда красивого здания с майоликовым панно, изображающим виноградную лозу.
Это бывшая дача И. Ф. Стрелкова - директора знаменитого отеля "Бристоль". После революции здание стало санаторным корпусом, а в 1980 году сгорело.
Здесь начинается Емануелевский парк, уже существовавший и во времена Провальского трамвая. За Дачей Эльзы вагон сворачивал в зелёную чащу и двигался в сторону нынешнего бульвара Гагарина.
В 2020 году во время реконструкции Емануелевского парка на одной из аллей появились трамвайные рельсы. Увы, это не выкопанные исторические пути, как многие могли бы подумать.
На "сувенирную" часть Провальского пути рельсы и шпалы закупали в Ростове, а не использовали родные, пятигорские - обидно. Вроде хотели перенести последнюю сохранившуюся "босоножку" из депо в парк и установить на эти рельсы, но так и не установили - останется ли вагончик в сохранности, стоя здесь в одиночестве?
Вагончик бежит по Емануелевскому парку - здесь для уменьшения наклона пути направленными взрывами скорректировали рельеф. Получилось такое углубление, склоны которого для удобства пешеходов оформлены лестницами.
Провальский трамвайчик выныривает из Емануелевского парка около Эоловой арфы и продолжает свой путь по бульвару Гагарина, район которого раньше носил название Провальские дачи.
По задумке архитекторов города элитные дачи должны были окольцевать гору Машук, а трамвай продолжить свой путь мимо колоний Каррас и Николаевская (ныне - Иноземцево) аж до самого Железноводска. К сожалению, Первая мировая война, а затем и Гражданская помешали осуществить задуманное. Так что трамвай дальше Провала так и не пошёл.
Жители Провальского городка с удовольствием пользовались трамваем - и только в зимнее время, когда трамвай не ходил, испытывали неудобства.
Впрочем, Провальские дачи отличались высоким уровнем комфорта: электричество, водопровод, телефон. Были у района и свои общественные заведения: сероводородные ванны, рестораны - спускаться в город было необязательно. Одно из таких общественных заведений, мимо которого проезжали пассажиры Провальского трамвая - Тиличеевские ванны (ныне - Пироговские), построенные в 1914 году.
В Провальском городке сохранилось много исторических дач, которыми любовались из окна пассажиры старинного трамвайчика. К сожалению, сейчас они либо находятся на закрытых территориях санаториев, либо разрушаются за непрозрачными заборами.
То, что можно видеть сегодня, прогуливаясь по бульвару Гагарина, частично скрыто от глаз буйной зеленью выросших деревьев. Сейчас листва опадает и старые дачи становится более-менее видно. Рассказ об этих необычных и многострадальных домах заслуживает отдельной статьи.
Конечная остановка Провальского трамвая находилась напротив ресторана "Провал".
Современное кафе "Провал" стоит по соседству с историческим (бульвар Гагарина, дом 30) - и вот как должны выглядеть старые здания, я считаю.
Несмотря на то, что здание бывшего ресторана законсервировано, его фасад полностью открыт взорам, а красивая полукруглая пристройка будоражит воображение. Можно же от всех строений Провальского городка убрать страшные заборы, чтобы на них хотя бы смотреть?!
Насыпь, на которой располагалась остановка, была в наши дни использована как фундамент для строительства частного санатория, который так и не был завершён и введён в эксплуатацию. Его громада нависает над узкой дорогой по пути на Провал (бульвар Гагарина, дом 23).
Дзынь! Конечная остановка, выходим в 2022 год! Здесь на Провале, даже несмотря на промозглую хмурую погоду, полно туристов.
Сильно всё изменилось с тех пор! А так хочется, прогуливаясь где-нибудь по аллеям, сквозь десятилетия краешком уха услышать звон трамвая-"босоножки"...