Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Традиционный уклад жизни делаваров и их соседей в конце 18-го века

Отрывок из рукописной “Истории американских индейцев” (1779-1780 г.) священника Моравского Братства Давида Цайсбергера, на момент написания этих заметок он провел около 40 лет среди индейцев Вудленда. Также надо отметить, что к 1770-м годам большинство делаваров переселились на реку Маскингам в современном штате Огайо, т.к. все их земли исторической родины были проданы или уступлены белым поселенцам.

"Мужчины охотятся, добывают мясо для еды и одежду для жен и детей, получая ее в обмен на шкуры, строят постоянные дома или временные хижины, а также помогают своим женам расчищать и огораживать землю под посев урожая. В обязанности женщин входит готовка, поиск дров, сев и жатва. Сажают они в основном кукурузу, и готовят из нее свой хлеб, запекая его в горячей золе, и прочие блюда. Кроме того, они выращивают тыквы разных сортов, картофель, бобы и прочие овощи, которые они научились выращивать благодаря знакомству с белыми людьми, например, капусту, репу и т.д.

Лучшее время для охоты - осень, когда дичь жирная, а шкуры хорошие. Поэтому, как правило, в сентябре- октябре они целыми семьями отправляются в лес и остаются там до Нового года или дольше, хотя после этого времени шкуры никуда не годятся. Лосей и бизонов они стреляют мало и редко, так как их шкуры слишком тяжелы и малоценны, а если они время от времени и подстрелят кого-то из них, то оставляют большую часть мяса в лесу, где его съедают волки или другие дикие животные и птицы. Наиболее востребованные и ценные животные – это олени, которые крупнее европейских, и имеют лучшие шкуры для торговли с европейцами.

После Нового года индейцы посвящают свое время ловле бобра, енота, лисицы и прочих пушных зверей. Они также охотятся на медведя, который в это время года, как правило, очень толстый, устраивается на зимнюю спячку в берлогах, дуплах деревьев, пещерах или густых зарослях, и ничего не ест в течение двух-трех месяцев, кроме того, что сосет свои лапы и живет за счет жира, нагулянного осенью от поедания желудей, каштанов, орехов и т.д.

Такая охота длится до весны, когда в мае наступает пора сеять урожай. Сезон варки кленового сахара [в Огайо] наступает в феврале, а севернее [на Великих Озерах] в марте. Этим промыслом занимаются женщины, а мужчины продолжают охотиться. Когда проходит время посевной, в конце июня, начале июля индейцы направляются на летнюю охоту. В это время мех оленей приобретает рыжеватый оттенок, а шкуры снова становятся хорошими и пригодными для торговли.

Олени меняют свою окраску дважды в год. С приходом лета они становятся рыжими, а мех - жидким. В сентябре они становятся серыми или палевыми, под цвет деревьев в лесу. Мех становится очень густым - это их зимняя шуба. Чем дальше на север, тем крупнее дичь, и наоборот, чем южнее, тем мельче. Например, в районе Онондаго и на [Великих] озерах олени значительно крупнее, чем здесь, вдоль Маскингама, а в стране индейцев шауни, что примерно в двухстах милях [на юго-запад] отсюда, еще заметно меньше, что имеет большее влияние [на цену] при торговле.

Индейцы, которые всецело посвящают себя охоте, а это основное занятие и бизнес диких индейцев, проводят большую часть времени в лесу, лишь изредка возвращаясь домой. С другой стороны, те, кто принял Христа и вошел в лоно церкви, занимаются земледелием и выращиванием коров, свиней и домашней птицы. Они тоже ходят на охоту, но только на три или четыре недели в осенний сезон, и никогда не удаляются далеко от дома, чтобы иметь возможность сохранить мясо. У таких индейцев шкуры идут в обмен на одежду.

Поскольку дикие индейцы привыкли бродить по лесам, что является для них самым лучшим времяпрепровождением, они не заводят скотину, поскольку в этом случае они будут вынуждены оставаться дома для ухаживания за скотом и будут лишены возможности бродить по лесу. Правда некоторые все же держат скот, так как очень любят молоко и масло. Пища, которую они готовят, должна быть хорошо сварена или прожарена. Они не любят ничего полусырого или сырого. Мясо и даже рыба должны быть так тщательно приготовлены, чтобы разваливаться на куски.

Что касается индейской охоты в целом, то следует заметить, что поскольку очень развита торговля шкурами, то и оленей в основном убивают ради шкур, а мяса с них берут ровно столько, сколько можно съесть за пару раз во время охоты. Поэтому большая часть мяса достается диким животным, о чем волки (особенно волки), похоже, знают, поскольку в сезон охоты эти животные бегут туда, где много стреляют, и, когда охотник снимает шкуру с оленя, то съедают тушу. Индейцы редко стреляют в волков, так как шкура этого животного не представляет особой ценности. Поскольку каждую осень один индеец добывает от 50 до 150 оленей, легко представить себе как быстро выбивается дичь" Конец отрывка.

Цайсбергер в этом отрывке не упомянул время сбора урожая, оно, как не трудно догадаться, приходилось на середину августа.

Не лишним также будет добавить некоторый порядок цен по обмену оленьих шкур на товары, но касается это главным образом Ю-В Америки. Единицей служила качественная шкура взрослого оленя-самца (бакс). Один бакс равнялся двум хорошим шкурам олених, или двум шкурам оленя низкого качества. Шесть баксов равнялись 1 бобровой шкуре хорошего качества. Чтобы служить полноценной торговой единицей, шкура оленихи должна была весить не меньше 1 фунта, а каждая шкура оленя не менее 1 ¾ фунта.

Ружье стоило - 10 баксов, белое одеяло - 5 баксов, нож - 2 бакса, топорик, ружейный кремень, 4 мерки пороха и 60 пуль каждый по 1 баксу,, медный котелок по 1 баксу за фунт веса.

Присоединяйтесь к увлекательным история эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.