В 2011 году знаменитый футболист, чемпион Европы-1960 Виктор Понедельник дал большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам». В отрывке ниже - история о том, как сын спортсмена Валентин служил в Афганистане.
- Как же человек с вашим именем не смог «отмазать» сына от Афганистана?
- Ох, это целая история… Собрался Валя в Рязань, поступать в десантное училище. Оттуда прямая дорога в Афганистан. Сын в курсе, что я близко знаком с Епишевым, начальником Главного политуправления армии и флота. Говорит: «Если ты, отец, сделаешь так, чтоб меня завалили на экзаменах, - я тебя больше не знаю». Жену спрашиваю - как быть-то?
- Что решили?
- Раз хочет - придется поддержать. В Рязани Юра Севидов работал. Он помнил, как я его отцу помог, - и лично меня встречал. Свел с руководителями училища. Там конкурс - 25 человек на место. Меня эти офицеры потом в самолет взяли во время учений, предлагали с парашютом прыгнуть, но я глянул в люк - отказался наотрез. Ой, как жалею…
- Хлопнули бы коньяка стакан - страх бы прошел.
- Так мне начальник политуправления налил. Не помогло. Он говорит своему 13-летнему сыну: «Давай, покажи дяде Вите, как надо». Тот раз - и прыгнул. Я охнуть не успел.
- А ваш сын загремел в Кандагар.
- Только мы даже не догадывались, что он там. В самом пекле. С какого-то момента стали приходить письма. С военным штемпелем - но гражданскими марками. Это для того придумали, чтоб вводить в заблуждение родителей. Писал: «Служим в горах, здесь чудный климат. Купаемся в озере, вы не волнуйтесь…»
- Как выяснили правду?
- Случайно. Позвонил приятель: «Читал сегодняшний «Комсомолец»?» - «Нет» - «Посмотри первую полосу». А там фотография - наши войска выходят из Афганистана. На броне танка едет Валентин. И подпись: сын нашего прославленного футболиста.
- Ранений он избежал?
- Был контужен. Сын командовал взводом разведки. Я до сих пор не знаю, за что ему дали афганский орден, «Красную Звезду» и медаль «За отвагу». Наверное, не просто так. Но он не терпит разговоров про войну. Я спросил однажды: «Как вы вообще выживали?» Ответил: «Самое важное - найти общий язык с солдатами». Тогда было много случаев - свои же стреляли офицерам в спину.
- Вы обмолвились, что помогли отцу Юрия Севидова. Как?
- Сан Саныча отовсюду выгнали, он пришел ко мне в «Футбол-Хоккей», чуть не плачет: «Никто не берет на работу, перед женой стыдно. Может, сделаю для вас несколько материалов?» Дал ему в помощь корреспондента. Потом выписывал повышенный гонорар. Так же было и с Валеркой Ворониным.
- Какой-нибудь из тюремных рассказов Стрельцова вам запомнился?
- Он категорически не любил говорить на эту тему. В ветеранских поездках я старался оберегать Эдика от нашей банды во главе с Численко и Шестерневым. Они принимали по стакану в раздевалке, едва заканчивался матч. Даже переодеться не успевали. «Ребята, зачем? Вы же себя убиваете!» - говорил я.
- А они?
- Отмахнутся: «Да брось, Вить, на ужине закусим». Вот только к ужину чаще всего уже еле держались на ногах. Мы со Стрельцовым выпивали, конечно, но в меру. И Рае, его жене, которая работала завсекцией в ГУМе, об этом кто-то рассказал. Как у ветеранов очередной матч, звонит мне: «Поедете? С вами-то Эдик совершенно иначе себя ведет». Пока колено не замучило - всегда ездил с ними. Поддавший Эдик меня как-то в шутку приревновал: «И почему моя жена тебя так любит?!»
- Правда, что у Виктора Маслова было то ли два, то ли четыре класса образования?
- Знаю, он курсы какие-то закончил. Приезжая в новую команду, первым делом изгонял несколько «стариков». Когда принял киевское «Динамо», тут же отчислил Лобановского с Базилевичем. Маслов и в сегодняшнем футболе работал бы успешно.
- Без образования?
- У многих нынешних тренеров как раз с образованием беда. И у игроков. Недавно попалось интервью: «Какие книги читаете?» Парень с гордостью отвечает: «Ни одной не прочитал. Но пару книжек жена купила - вот-вот приступлю…»