15 февраля 2022 года. Пекин. Короткая программа у женщин.
Анна Щербакова выходила предпоследней, под номером 29. Основные конкурентки, Александра Трусова и Камила Валиева, уже выступили. Обе не обошлись без ошибок. Обеих подвёл тройной Аксель. Трусова упала да ещё и с недокрутом в пол-оборота и понижением на 20%. Валиева грубо ошиблась на приземлении.
Перед Аниным выступлением ситуация складывалась следующим образом: лидировала Валиева с результатом 82,16, второе место было у Трусовой – 74,60, третье занимала Вакаба Хигути – 73,51…
И вот Анна появилась на льду. Для Ани это было четвёртое представление короткой программы, поставленной Даниилом Глейхенгаузом на музыку Инона Зура «Dangerous Affeirs».
Из-за неудачной первой короткой олимпийского сезона программу пришлось в экстренном порядке менять. Впервые с «Dangerous Affeirs» Аня появилась на официальных соревнованиях 19 ноября 2021 года на этапе Гран-при Internationaux de France 2021 в Гренобле. Поскольку судьи взяли моду не благоволить смене программы по ходу сезона, особой щедрости по отношению к действующей чемпионке мира они не проявили – всего 77,94. Но уже тогда стало понятно, что программа великолепна. Не хватало разве что тройного Риттбергера вторым прыжком в каскаде с тройным Лутцем. Аня исполнила Тулуп.
Второй раз Аня представила её на Чемпионате России 2022. Здесь Анино исполнение было близко к идеалу, но из-за подковёрных интриг её, единственную из всех претенденток на поездку в Пекин, отсудили со строгостью близкой к международным стандартам, в то время как к остальным проявляли традиционную щедрость внутренних соревнований. Тем не менее, Аня показала 81,46. И это, кстати, был на тот момент её третий результат по коротким. Замечу, что на Чемпионате России Аня выполнила не шедший в олимпийском сезоне каскад тройной Лутц – тройной Риттбергер.
Третий раз программа была представлена на Чемпионате Европы-2022. И тут всё вышло неудачно – из-за падения с Лутца Аня осталась без каскада и всего 69,05. Сказалась травля, устроенная с целью не пустить Анну на Олимпиаду.
Перед началом олимпийской короткой за Аню было тревожно: год непрекращающихся нападок, устроенных ради того, чтобы выбить из колеи Аню - главную претендентку на олимпийское «золото»; ничем не обоснованное невключение в командный турнир, плюс давление, обрушившееся из-за допингового скандала с Валиевой. Да ещё и коньки пришлось менять.
К тому же «Dangerous Affeirs» - очень сложная композиция для воплощения на льду: сложная музыкальная структура, слишком быстрый темп со сменой ритма не даёт возможности ни дух перевести, ни малейшей заминки допустить. А времени на то, чтобы программу выкатать как положено, явно не хватало – программе было всего-то три месяца.
Как только зазвучали первые аккорды музыки Инона Зура, началось волшебство на льду. Стремительно парящая Аня, полностью воплотившаяся в образе, синхронно сливаясь с каждым тактом музыки, творила невероятное. Ни одного пробела в постановке и исполнении, ни одного пустого места. Каждое движение Ани выражало изменение в музыкальном сопровождении.
Каждое движение рук, каждый поворот, каждый взмах ноги шёл идеально в такт с музыкой. И это не фигура речи, не какое-то восхваление. Это абсолютная правда. Вот именно так в идеале должно выглядеть то, что называется интерпретацией музыки. Однако такого, чтобы всё было настолько синхронно, мы не видим практически ни у кого, кроме Ани.
Первым из оцениваемых элементов шёл двойной Аксель и выполнен он был без какой-либо подготовки. Как такового захода на прыжок не было – удивительная способность, присущая из всех фигуристок только Ане, настолько органично включать в программы прыжки, что заходы на них практически незаметны, при этом отличаются невероятной сложностью. И выход тоже был сложным – моментально в «ласточку».
Важно отметить, что по ходу всего исполнения после выездов Ани воплощаемая в программе история продолжалась, не прерываясь, не разделяясь прыжком на части, как это обычно бывает у других.
Следом шёл столь же безупречный, с таким же органичным сложным заходом и сложным выходом тройной Флип.
Третьим технически оцениваемым элементом был прыжок в либелу. Три смены позиции, безупречный захват конька. Безусловный четвёртый уровень.
По-прежнему поражало то, что программа уже шла к экватору, а Аня ни разу не позволила изменению такта очень сложной музыкальной структуры, с постоянной сменой темпа, хоть раз свершиться без того, чтобы она не выразила это своим движением, изменением положения тела.
Во второй части программы Аня выполнила каскад тройной Лутц – тройной Тулуп. И это, пожалуй, было единственное место во всей программе, где при заходе Аня позволила себе пропустить пару тактов. Но это я замечаю уже сейчас, когда прокручиваю программу с паузами и замедленными повторами. По ходу исполнения программы увидеть этого было практически невозможно. Такое слияние с музыкой, казалось бы, просто невероятно для исполнения, но только не для Ани.
Важно отметить, что рисковать и выполнять Риттбергер Аня не стала. И, пожалуй, была права.
Дальше шло комбинированное вращение со сменой ноги. И вот что тут поразило: несмотря на смену позиций, нагнетающий скорость такт музыки полностью соответствовал оборотам Ани – словно Инон Зур писал свою композицию, глядя на Анино катание, а не наоборот.
Безупречная сложнейшая интересная дорожка шагов и, наконец, вращение в заклоне.
Все вращения, дорожка шагов четвёртого уровня.
Мы стали свидетелями чего-то абсолютно уникального. Отточенные движения, выразительный, испепеляющий, но при этом естественный взгляд – и ничего наигранного. Аня настолько вжилась в образ, что на зрителя словно нахлынула лавина поразительного сочетания музыки и исполнения. Настоящая магия, которую воплотить в жизнь способна только Анна Щербакова.
У судей не возникло ни единого вопроса, но особой щедростью по ходу всего сезона Аню они не баловали. И в этот раз тоже: 80,20 – хоть это и был рекорд сезона для Ани, но прокат заслуживал явно более высоких оценок, и за технику, и, особенно, за компоненты. Судьи имели полное право ставить десятки. Да что там право – они обязаны были ставить десятки, особенно за интерпретацию музыки и переходы!
Аня должна была занять первую строчку после короткой, но судьи оставили её второй в без четырёх сотых двух баллах от Валиевой. Однако не будем о наболевшем – ведь сейчас мы вспоминаем радостные мгновения, которые подарила нам Аня.
Следом за Аней последней вышла Каори Сакамото – несмотря на аттракцион невиданной судейской щедрости, до Ани ей дотянуться не удалось. 79,84 и третье место.
Итоги короткой программы настраивали на оптимистичный лад, и ожидания нас не обманули, но всё самое главное случилось уже 17 февраля 2022 года…
© Ратибор Волхов, 15.02.2023