Найти тему
Азбука-Аттикус

«Больше всего на "Вора с черным языком" повлиял слепой кот Лютер»: интервью с писателем Кристофером Бьюлманом

Оглавление
Обложка: Дарья Ключникова
Обложка: Дарья Ключникова

Впервые на русском вышел роман Кристофера Бьюлмана «Вор с черным языком». По сюжету Кинч На Шаннак должен заплатить крупную сумму Гильдии Берущих, иначе говоря — воров, в которой постиг хитрые преступные ремесла. У него появляется шанс рассчитаться с долгами, но для этого он должен сопроводить женщину-рыцаря в далекое королевство. Их путешествие будет опасным, ведь на пути они встретят ведьм, ассасинов, гоблинов и прочих недружелюбных существ…

Как Кристофер Бьюлман придумал эту историю? Почему написал ее как роман, а не сценарий или поэму? Кто оказал наибольшее влияние на «Вора с черным языком»? Об этом и многом другом читайте в интервью писателя.

Для начала, о чем «Вор с черным языком» и в каком мире все происходит?

«Вор с черным языком» — это путешествие молодого человека в темном фэнтезийном мире, где он пытается наладить отношения с Гильдией Берущих и/или выяснить, кому он предан на самом деле. Действительность довольно жестока: войны с гоблинами уничтожили целое поколение человечества, магия гнилой чумы погубила жеребцов, но у нашего рассказчика свой черный юмор, который помогает со всем этим как-то справляться.

Как к вам пришла идея «Вора с черным языком» и менялся ли первоначальный замысел по мере написания книги?

Мне всегда нравились персонажи-воры как в фэнтези, так и в ролевых играх, поэтому я отправил своего парня на большую дорогу, чтобы он грабил прохожих, и решил, что главарь его банды нацелился не на того странника. Из вора выросла гильдия, из гильдии вырос город, из города — мир.

Источник: amazon.com
Источник: amazon.com

Вы сказали, что «Вор с черным языком» — это гримдарк, но вы также упомянули, что в книге есть черный юмор. Итак, как бы вы описали книгу с точки зрения жанра?

Это не совсем гримдарк, хотя вы могли бы так подумать, судя по тому, как мир превратился в ад, и, вероятно, так оно и было бы, если бы рассказчик столько не умничал. Ничего, если я использую слово «гриндарк» (прим. от англ. grimdark — темное фэнтези и grin — ухмылка)?

Вы уже это сделали. Поздравляем. Так или иначе, кто, по вашему мнению, оказал наибольшее влияние на «Вора с черным языком»?

Джо Аберкромби оказывает немалое влияние на все, что касается фэнтези. Но я думаю, что здесь есть что-то от драматурга и сценариста Мартина Макдонаха. Если вам понравился фильм «Залечь на дно в Брюгге», я думаю, что вы отлично проведете время в компании Кинча.

А как насчет нелитературного фактора: повлияли ли на «Вора с черным языком» какие-либо фильмы, телешоу или игры?

Я много играл в Dungeons & Dragons, когда был подростком, как и почти каждый любитель настольных игр из поколения Х.

Последний вопрос про влияние — и неважно, как деликатно его задать: кто сыграл решающую роль в «Воре с черным языком» — кошка, владеющая ниндзюцу, по кличке Джейн Мэнсфилд или собака Дак? Кстати, это очень в духе Стивена Райта — называть так собаку.

Самое большое пушистое влияние на «Вора с черным языком» на самом деле оказал кот, появившийся у нас еще до Джейн, слепой серый полосатый малыш по кличке Лютер. Он стал прототипом Обормота — слепого кота, которого наш герой подобрал в своем путешествии. Лютер был нездоров, мы провели с ним всего три года, но его уход омрачил нашу жизнь. Он казался чем-то большим, чем просто кот, может быть, вы понимаете, что я имею в виду. Если у вас не было такого компаньона-животного, которое чувствовало бы себя «другим», я не могу вам этого объяснить.

Помимо романов, вы также писали пьесы, стихи и даже сценарий к недавно перезапущенному сериалу Creepshow. Почему вы решили сделать из «Вора с черным языком» роман, а не пьесу, эпическую поэму или телешоу?

Мне хотелось сказать слишком много, чтобы уместить все это в пьесе, и я не стал делать из истории длинное стихотворение, потому что надеялся привлечь больше, чем несколько десятков читателей в узкоспециализированных докторских программах. Роман действительно как нельзя лучше подходит для эпического фэнтези.

Романы в жанре фэнтези иногда остаются самостоятельными историями, а иногда они становятся частью более крупных саг. К чему отнести «Вора с черным языком»?

Это первая часть трилогии. Небольшая история, которую я хотел рассказать, — конкретные поиски наших главных героев — заканчивается, когда вы закрываете эту книгу, но большое путешествие только начинается. Лично мне (обычно) не нравятся эпопеи на тысячу двести страниц. Любая книга, которая может привести вас в больницу, если ее в вас швырнуть, чертовски длинная.

Источник: amazon.com
Источник: amazon.com

Вы уже знаете, когда выйдут остальные части и как они будут называться?

У нас пока нет названий для второй и третьей частей, хотя есть пара идей.

Ранее мы спрашивали вас, повлияли ли на «Вора с черным языком» какие-либо фильмы, телешоу или игры и почему вы не написали историю в виде сценария. Но сейчас мы перевернем ситуацию и спросим: как вы думаете, «Вор с черным языком» мог бы стать фильмом, телешоу или игрой?

Я точно посмотрел бы это телешоу. Но позвольте мне сначала закончить серию!

Что касается игр, то в нашем человеческом мире есть карточная игра, которая называется Towers, и она правда классная. Я сейчас ее разрабатываю. Надеюсь, вы сможете заполучить эту игру очень скоро.

Если бы кто-то захотел адаптировать «Вора с черным языком» для телешоу, кого бы вы хотели, чтобы выбрали на роли Кинча и Гальвы, и почему именно их?

Сибель Кекилли, которая так блестяще сыграла Шаю в «Игре престолов», стала бы прекрасной Гальвой. Мы еще не говорили о Гальве в этом интервью, но она — «неправильная цель», которую Кинч пытается ограбить в начале истории. Ветеран войн с гоблинами, Гальва поклоняется Далгате, Костлявой госпоже смерти.

Подумаем о других спантийках. Они также странствуют с боевыми корвидами — огромными птицами размером с оленей, выведенными для противостояния захватчикам-гоблинам. Это было справедливо, потому что те варили зелье, которое вызвало мор и погубило лошадей, чтобы выбить нас из седла, деморализовать и прижать к земле. Мне особенно приятно, что мы натравили на них огромных корвидов, ведь гоблины боятся птиц, даже маленьких. Месть — это блюдо, которое нужно подавать холодным.

Хотели бы вы написать сценарий для телешоу?

С удовольствием. Мне действительно нравится адаптировать свой материал. Сейчас я работаю над версией подкаста моего четвертого романа The Lesser Dead для компании Echoverse.

Иллюстрация: Дарья  Ключникова
Иллюстрация: Дарья Ключникова

Наконец, если кому-то понравится «Вор с черным языком», какой из ваших других романов вы посоветовали бы им прочитать в ожидании «Вора с черным языком. Электрик-бугалу»? Или как там будет называться вторая книга.

Я думаю, что роман Between Two Fires был бы естественным продолжением для тех, кто любит гримдарк. Это своего рода гибрид исторической литературы и фэнтези. Действие происходит в 1348 году. Бушует Черная смерть, и кажется, что «Откровение Иоанна Богослова» повествует именно о тех событиях. Ангелы борются с дьяволами, хотя обе стороны пугают; дитя-пророк пытается добраться до Авиньона; преданный анафеме рыцарь находится между искуплением и позором. Наверное, это мой любимый роман из тех, что я писал. До сих пор.

Оригинал интервью: paulsemel.com

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.