Автор Елена Воробьева
Научись видеть, где всё темно, и слышать, где всё тихо.
Во тьме увидишь свет, в тишине услышишь гармонию.
Чжуан-цзы
Что мы знаем о единоборствах? Ушу, карате, дзюдо, тхэквондо – это боевые искусства, искусства в полном смысле этого слова. Стили, воспитывающие в человеке волю, стремление к победе, настойчивость, выдержку путем долгих и упорных тренировок тела и духа. Стили, дошедшие до нас из глубины веков…
На Востоке (Китай, Япония, Корея) с древних времен существовали специальные школы, воспитывающие могучих воинов и благородных мужей. Методы воспитания с современных позиций можно посчитать негуманными, но с их помощью достаточно эффективно достигался желаемый результат.
Обучение в школе начиналось с приемного экзамена. В течение всего времени приемных испытаний абитуриент подвергался всевозможным издевательствам: его обливали помоями, били, пугали, будили ночью, выгоняли босиком на мороз. По реакции делались выводы о силе воли, характере, стойкости, упорстве будущего ученика. Больше всего ценились покорность и выдержка, именно эти качества занимали ведущую роль в течение всего курса обучения. Ученик, словно чистый лист, на котором нужно написать правила и законы, попадал за врата школы и оказывался под бдительным оком Учителя, который на время обучения становился для него и отцом, и Богом.
Сама церемония посвящения в ученики была весьма торжественна. Новичка приводили в освещенный свечами главный зал, где были установлены изваяния богов-покровителей и деревянные таблички с именами патриархов школы, и усаживали перед алтарем.
Учитель занимал место справа, старшие ученики располагались слева. Новобранец произносил слова клятвы верности и расписывался кровью в журнале, после чего преподносил Учителю символический подарок. Учитель подавал новоиспеченному ученику чашку чая, после этого ученик наливал Учителю чай со словами: «Склоняюсь под ветром», что означало: «Обязуюсь исполнять все Ваши требования».
В течение более пятнадцати лет в ученике воспитывались такие качества, как сила воли, скромность, внутреннее спокойствие, максимальная выдержка.
Первая пятилетка отводилась на воспитание культуры движений, преподавалась базовая техника, показывались основные удары и блоки, происходила закалка тела и духа путем усиленной тренировки (от восхода до заката, иногда ночью), медитации, психотренинга.
Во второй пятилетке закреплялись стандартные приемы и их комбинации, преподавалась стратегия и тактика боя, показывались приемы с различными видами оружия (в том числе сражения с вооруженным противником).
Последняя треть была направлена на развитие энергетических ресурсов организма, изучение традиций школы (сложные приемы, экстрасенсорные навыки, точечные удары).
На начальной стадии преследовалась одна цель: преобразить личность ученика путем изжития старых привычек, превратить сознание ученика в пустой сосуд, наполняющийся с каждым занятием. Конечная цель – формирование гармонично развитой личности в физическом и в нравственном отношении.
По мере прохождения программы школы Учитель неустанно следил за развитием учеников, приучая их к самостоятельности в рамках системы. Стойкость, невосприимчивость к боли, способность «держать удар» должны были сочетаться с хитростью, изворотливостью, умением найти выход из любой ситуации, способностью соотнести свой рост и вес с физическими данными противника – все это воспитывалось Учителем.
На тренировках поддерживалась строжайшая дисциплина. Процесс обучения был упорядочен от начала и до конца: построение, приветствие Учителю, сидячая медитация (настройка), разминка, формальные упражнения, освоение нового приема, свободный спарринг.
Неловкость, невежливость, вялость наказывались ударами бамбуковой палки, на что следовало отвечать: «Терплю и повинуюсь». Для вопросов отводилось время в конце занятий.
Система передачи знаний состояла из трех разделов:
- дыхательные упражнения. Дыхание – основа психологического тренинга, развивающего скрытые энергетические возможности организма;
- гимнастические упражнения, культура движения;
- психотренинг и разработка энергетических ресурсов.
Закладывались способность к самовнушению, экстрасенсорные способности, обострение реакции на уровне подсознания, увеличение физической силы и невосприимчивости к боли, практиковалась системная практика йоги. Весь комплекс упражнений был направлен на выработку умения владеть собой в любых ситуациях и на перестройку сознания от значимости собственного «Я» к осознанию единства человека и природы.
Так разве не стоит развивать в себе физический и духовный потенциал, заложенный самой природой? То очевидное, к чему призывают восточные цивилизации: человек не является главой земли, человек – это такая же часть, звено природы, как и растения, животные и другие живые организмы нашей планеты.
Наверное, западные системы воспитания не являлись и не являются настолько же многогранными и комплексными системами формирования личности, как существовавшие с древних времен системы воспитания в восточных школах боевых искусств. На формирование личности современного подрастающего человека влияют родители, школа, друзья, разнообразные внешние источники получения информации и другие факторы. И, думается, в западной системе воспитания формирование хоть в какой-то степени органично развитой личности в большей части является лишь заслугой самого человека.
Читайте нас в Вконтакте, Telegram и Instagram. Присоединяйтесь!
Наш Портал
NPR.BY