Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! А вот и третья часть интервью бывшего главного тренера «Енисея», «Тулицы» и «Северянки» Александра Перепелкина. Здесь он подробно рассказывает, в чем видит свою тренерскую роль, что может стать дополнительной мотивацией при подготовке к матчу, почему Николая Карполя считает учителем в профессии, а команды должны быть ближе к болельщикам.
Когда команду покидают по личным обстоятельствам
Жалеть повода не было, вспоминает Перепелкин расставание по своей инициативе с бывшей командой. Год назад у меня так сложились обстоятельства. Конечно, любую свою команду тренеру покидать грустно. Я собирал нынешний состав «Тулицы», вместе мы дебютировали в Суперлиге, удачно начали второй сезон там. Но семейные обстоятельства потребовали моего отъезда из Тулы, так тогда было надо для семьи. А за «Тулицей» я продолжал следить – и рад, что они под руководством Андрея Анатольевича Подкопаева продолжили двигаться вперед. Очень рад, что Тула стала хозяином «Финала четырех» Кубка России!
Эмоции в матчах против бывших команд? Хотелось бы, чтоб такие матчи дополнительно заряжали. Хотелось бы! Ведь лишней мотивации не бывает. Но я воспринимаю встречи с бывшими спокойно, как и с любым другим соперником.
Возможно, у игроков по-другому – и матчи против своих бывших команд их дополнительно заводят, но у меня мотивационного огня не прибавляется. Ту же «Тулицу» в матчах против «Енисея» воспринимал так же как и остальных соперников. Да, название «Тулица» значит для меня много, я очень трепетно отношусь к персоналу команды. Но игроков воспринимаю, как соперников, которых которых надо обыграть. После приветствия и короткого разговора переключаюсь на игру.
Кстати, кроме тренерского опыта, в Туле я был частью и активной медийной жизни. Когда руководитель клубной пресс-службы с нами на выезд поехать не мог, я сам снимал видео, записывал сюжеты. Этим еще в Череповце начал заниматься – когда «Северянку» тренировал. Прямо во время игры – со скамейки - записывал видео на свой телефон, мы делали ролики – чтобы болельщики могли видеть игру как можно ближе к площадке и подробнее. А «Тулицу» по активности и содержанию медиапродукта можно считать примером для многих, через подробное освещение жизни клуба «Тулица» популяризирует волейбол. Но хотелось бы более серьезного отношения к этому – и подход чтоб соответствующий был. Например, в Туле почти всеми медиамероприятиями занимался пресс-атташе Кирилл Давыдов, он там был один на все.
Пора брать пример с футбола - пускать журналистов в раздевалки!
Женский волейбол, на мой взгляд, самый лучший вид спорта из игровых – и нуждается в большей открытости. Зрителям надо показывать больше! За пределами площадки тоже нужно постоянно постоянно маркетинговую работу вести. Я радовался «Финалу четырех» в Туле еще и потому, что был уверен: болельщики там трибуны заполнят. Но были у нас и такие «Финалы четырех», где трибуны на некоторых матчах пустовали. Это нонсенс! Мы же играем для зрителя, поэтому меняться надо всем – от руководителей и тренеров до игроков.
Что можно сделать? Думаю, интервью с игроками по ходу матча – между партиями – это реально. Можно приглашать журналистов на предматчевые тренировки, показывать, как мы готовимся. В футболе это давно практикуется, надо и в волейболе вводить.
Страх перемен, стереотипы, смущение? Тогда надо ответить на вопрос: что мы хотим. Или играем между собой и только сами на себя смотрим, или несем наш вид спорта в широкие массы - поднимаем популярность волейбола и привлекаем к нему новых поклонников.
В медийности наш волейбол перемен заждался! Игроки и тренеры должны быть лучше узнаваемы, надо чаще встречаться с болельщиками. Думаю, им интересно увидеть свои команды изнутри – допустим в раздевалке. Посмотреть, как там все устроено, что там происходит, о чем разговаривают. Я не против открыть двери для журналистов в раздевалку. Хотя бы после матчей.
Да, девчонок придется к этому подготовить – сначала они будут стесняться, понадобится время для адаптации. Но с чего-то же надо начинать!
Ставлю себя на место болельщика – и понимаю: мне было бы интересно посмотреть, что в других видах спорта за пределами поля происходит, что в футбольных и хоккейных раздевалках делается, в баскетбольных. Пора уже и нам подтягиваться.
Учитель Карполь и семейные дискуссии о волейболе
До прихода в женский волейбол я работал в мужском. В чемпионате Санкт-Петербурга играл за команду «Невский Синдикат», параллельно тренировал в своей родной городской волейбольной школе (ГДСШОР). Из тех, кто у меня там занимался - Сергей Червяков, блокирующий «Белогорья». А в 2004 –м году пригласили в Белгород, там тогда женская команда «Университет» была. Позвали туда тренером-набивальщиком, до главного мне было еще очень далеко. В 2008 провел первый матч в качестве главного тренера в команде Уралочка-2.
Бессменного тренера «Уралочки» Николая Карполя считаю своим учителем в профессии. Как и Владимира Янко, великого тренера по хоккею с мячом. Под руководством Карполя мне посчастливилось работать в «Уралочке», с Янко мы были знакомы лично. Его, к сожалению, уже нет в живых.
Николая Васильевича и Владимира Владимировича объединял огромный опыт, глубокие знания, преданность своему делу. Их роль гораздо шире тренерского функционала. Они воспитатели, наставники, педагоги. Карполь подчеркивает, что он в первую очередь учитель. Я на себя эту роль тоже примеряю – мне близок этот подход. Я тоже хотел бы для команды и игроков быть не только тренером - работающим над физикой и техникой, но и кем-то большим .
Поэтому стремлюсь, чтобы девчонки развивались не только как спортсменки, но и как личности. Постоянно узнавали новое, разбирались в исторической теме, расширяли кругозор. Когда приезжаем на выездные матчи, стараюсь организовать познавательные мероприятия. Например, приезжали в мой родной и любимый Санкт-Петербург на матч с «Ленинградкой», жили в гостинице «Пулковская» - на площади Победы. Там мемориал защитникам Ленинграда – ходили туда всей командой. Говорили о блокаде, о людях которые сохранили нам жизнь и свободу!
Разговоры в женой тоже помогают в тонкостях тренерской работы и женской психологии разобраться. Мы обсуждаем волейбол часто, это помогает некоторые моменты прояснить, понять лучше. Маша пока официально о завершении карьеры не объявляла – приостановила. Но о продолжении карьеры разговор не поднимается, команду жена не ищет, не тренируется. Зато горные лыжи освоила.
Если вам интервью понравилось – вы лайкнули. А если в потайные комнаты волейбола пойдете с нами и дальше, то вы однозначно подписались!