Найти тему
ВТБ Страна

Рафаэль и Форнарина: была ли на самом деле легендарная возлюбленная художника

Рафаэль Санти. «Донна Велата, или Женщина под вуалью» (предполагаемый портрет Форнарины), 1512–1515 годы, Палаццо Питти, Флоренция © Public Domain
Рафаэль Санти. «Донна Велата, или Женщина под вуалью» (предполагаемый портрет Форнарины), 1512–1515 годы, Палаццо Питти, Флоренция © Public Domain

Всякий, кто интересуется живописью и романтическими историями, связанными с именами великих художников, знает, кто такая Форнарина. Возлюбленная Рафаэля Санти по прозвищу Булочница (La Fornarina по-итальянски), которую он изображал на своих картинах и черты которой придал знаменитой Сикстинской Мадонне. Ее отец был пекарем, а она приносила Рафаэлю свежий хлеб, когда тот работал в Риме над росписями для виллы местного банкира.

Красивая история, но есть один нюанс: серьезные исследователи творчества Рафаэля не уверены в том, что Форнарина существовала. Чтобы понять, почему искусствоведы сомневаются, зададим себе несколько вопросов.

Откуда мы знаем о романтических увлечениях Рафаэля?

От Джорджо Вазари, итальянского художника и писателя 16 века, который создал труд под названием «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» и считается основоположником искусствоведения. Сочинение Вазари отлично воспринимается даже в наши дни: к удовольствию читателя, он щедро пересыпает размышления об искусстве и биографические факты об итальянских мастерах слухами и сплетнями, в том числе — об их личной жизни.

Рафаэль Санти. «Сикстинская Мадонна», 1512–1513 годы, Галерея старых мастеров, Дрезден © Public Domain
Рафаэль Санти. «Сикстинская Мадонна», 1512–1513 годы, Галерея старых мастеров, Дрезден © Public Domain

Ряд пикантных подробностей сообщает Вазари и о Рафаэле. В частности, он объясняет, почему художник прожил так мало — всего 37 лет. Оказывается, живописец был «человеком очень влюбчивым и падким до женщин» и однажды после «времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно» захворал. Врачи грешили на простуду, пытались лечить, но не спасли. Перед смертью, сообщает Вазари, Рафаэль успел отпустить из дома свою возлюбленную и обеспечить ей хорошее содержание.

Также Вазари рассказывает, что с женщины, которую Рафаэль любил до самой смерти, он написал «портрет настолько прекрасный, что она была на нем вся как живая». А еще Вазари приводит историю о возлюбленной Рафаэля, которой он увлекся настолько, что не мог сосредоточиться на выполнении заказа.

Примечательно, что Вазари не уточняет, говорит он о разных женщинах любвеобильного Рафаэля или об одной.

А какую из этих женщин Рафаэль называет Форнариной?

Ни одну из них. У этих женщин в сочинении Вазари вообще нет имен.

Рафаэль Санти. «Портрет молодой женщины (Форнарина)», 1518–1519 годы, Палаццо Барберини, Рим © Public Domain
Рафаэль Санти. «Портрет молодой женщины (Форнарина)», 1518–1519 годы, Палаццо Барберини, Рим © Public Domain

Слово «Форнарина» в связи с картиной Рафаэля, изображающей обнаженную даму с тюрбаном на голове и браслетом, на котором начертано имя художника, впервые возникает только в конце 18 века, тогда как Рафаэля не стало в начале 16-го. Доменико Кунего в 1772 году подписывает гравюру с картины Рафаэля словом Fornarina. Сам он ничего не объясняет. Версия о том, что Форнарина была дочерью булочника, появится позже. Но сейчас она опровергнута: ассоциация с горячей печкой, как выяснилось, была в те времена весьма распространенной метафорой игривого толка — намеком для взрослых, синонимом слова «любовница».

И как же этот миф, основанный на ошибке, дожил до наших дней?

Благодаря художникам 19 и 20 веков, которые всерьез и по-настоящему влюбились в Форнарину. История о взаимоотношениях гения эпохи Возрождения и его музы, в которых было место и страсти, и возвышенному поклонению даме, завладела умами художников. Они стали иллюстрировать эту историю, добавляя подробности. Некоторые, как Пабло Пикассо, чьи рисунки на эту тему мы здесь не рискнем показать, сосредоточились на физической стороне этого бурного романа. Другие предпочли взять ноту повыше.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Рафаэль и Форнарина», 1814 год, Музей Гарвардского университета, Массачусетс © Public Domain
Жан Огюст Доминик Энгр. «Рафаэль и Форнарина», 1814 год, Музей Гарвардского университета, Массачусетс © Public Domain

Так, Энгр фантазирует о том, какая обстановка была в мастерской Рафаэля, где от работы его отвлекала прекрасная Форнарина. На заднем плане полотна Энгра можно разглядеть воспроизведение картины Рафаэля, на которой Мадонна подозрительно напоминает чертами лица Форнарину.

Рафаэль Санти. «Мадонна в кресле», 1513–1514 годы, Палаццо Питти, Флоренция © Public Domain
Рафаэль Санти. «Мадонна в кресле», 1513–1514 годы, Палаццо Питти, Флоренция © Public Domain

Сходство женщин с картин Рафаэля очевидно. Выходит, у художника все же была какая-то любимая натурщица, пусть и не Булочница?

Не обязательно. В письме другу Рафаэль признавался, что ему нужно видеть много красавиц для того, чтобы написать одну красавицу. Если это было не обычное мужское хвастовство, а описание творческого метода, можно предположить, что мы имеем дело с обобщенным образом, с женским идеалом, который Рафаэль создавал из черт разных женщин. Нетрудно предположить и то, что, найдя идеал, Рафаэль не отказал себе в удовольствии повторить его несколько раз.

Кстати, этот идеал, реальный или сконструированный в воображении, повторял не только Рафаэль. Посмотрите на одалиску Энгра. Никого не напоминает?

Жан Огюст Доминик Энгр. «Большая одалиска», 1814 год, Лувр, Париж © Public Domain
Жан Огюст Доминик Энгр. «Большая одалиска», 1814 год, Лувр, Париж © Public Domain

В собрании Пушкинского музея, давним другом и партнером которого является банк ВТБ, есть картина «Дама за туалетом» Джулио Романо, ученика Рафаэля. Ее принято называть «московской Форнариной» — из-за внешнего сходства изображенной с женскими образами Рафаэля. Однако новые исследования позволяют предположить, что эта картина написана по случаю бракосочетания, а изображена на ней богиня любви Венера. Словом, если вы собираетесь на романтическое свидание в Пушкинском, вы знаете, какой картине стоит уделить внимание.