Найти в Дзене
ЗОЖ, тонус, позитив!

Какими были Илья, Добрыня и Алёша в реальной жизни, до их «былинизации»

В былинах не было вымышленных главных героев – утверждал академик Д.С. Лихачёв, который, как известно, в древнерусской истории и культуре худо-бедно разбирался. Изначально богатыри были реальными людьми. А всё чудесное, фантастическое привносилось в былины уже потом. Передаваясь из поколения в поколение, они постепенно превращались в легенды, щедро приправленные креативом многих пересказчиков.

Виктор Васнецов нарисовал Илью, Добрыню и Алёшу вместе. Вместе три богатыря действуют и в популярном цикле мультфильмов, который с удовольствием смотрят наши дети.

Но на самом деле, эти богатыри жили в разные исторические эпохи и друг с другом не пересекались.

Илья Муромец, он же Чоботок – под рентгеном и микроскопом

Илья был родом из села Карачарово, под городом Муромом.

Ещё была гипотеза, что его малой родиной мог быть Карачев Брянской области – там не так далеко город Моровийск (ныне Моровск Черниговской области).

Но Моровийск, хоть и находится ближе к Киеву, впервые упоминается лишь в XII веке. И он был очень маленьким городишком. Тогда как Муром уже в 862 году был гораздо крупнее и известнее.

Илья «33 года лежал на печи», пока не пришли какие-то странники, которые его исцелили.

В заключении рентгенологов, исследовавших мумию Ильи, которая хранится в Киево-Печерской лавре, значится:

«уплощение тела 5-го поясничного позвонка, наличие остеофитов на грудных и поясничных позвонках, а также дугообразные соединения отростков 5-го и 4-го поясничных позвонков позволяют утверждать, что при жизни этот человек страдал спондилоартрозом».

Илья мучился спиной и не мог полноценно передвигаться, пока заезжие костоправы не вылечили его.

После этого богатырь отправился в Киев и поступил на службу в дружину князя Владимира.

Фото в свободном доступе (кадр из фильма 1956 г.)
Фото в свободном доступе (кадр из фильма 1956 г.)

Какого именно Владимира – Красно Солнышко или Мономаха – точно неизвестно. Первый правил в Киеве с 978 по 1015 год; второй – с 1113 по 1125-й.

Кроме наших былин, Илья Муромец упоминается в норвежской «Саге о Тидреке Бернском» (XIII век); в германской поэме «Ортнит» (XIII век); в записях немцев Мартина Груневерга и Эриха Лясоты (первый – купец, второй – дипломат, оба жили в XVI веке); и в книге галицийского шляхтича Афанасия Кальнофойского, ушедшего в монахи (XVII век).

Но из этих упоминаний тоже нельзя сделать однозначного вывода, в дружине какого именно Владимира богатырь воевал.

«Прозвище Ильяса было Чобото́к, то есть сапог, – пишет Эрих Лясота, – произошло оно от случая, когда на него напали в то время, когда он надевал сапог. И второпях Ильяс начал защищаться другим сапогом, которого ещё не надел».

По результатам исследования мумии Ильи Муромца можно сделать вывод, что он действительно обладал богатырским ростом (177 см, тогда как средний рост людей тогда был не более 160-163 см) и «косой саженью в плечах».

Перечисляются различные повреждения, полученные богатырём в боях:

«Перелом правой ключицы. Перелом 2-го и 3-го ребра. Во всех случаях – костные мозоли в местах срастания костей. Повреждение кисти левой руки: была проткнута плоско-колющим предметом».

Возраст богатыря в момент смерти определяется как «от 45 до 55 лет». А возраст самой мумии позволяет предположить, что служил Илья всё-таки Владимиру Мономаху.

В последние годы жизни русский воин ушёл в монастырь – стал иноком Киево-Печерской лавры.

Два Добрыни слились в один эпический образ

Добрыня был не только воеводой, но и дядей Владимира Красно Солнышко – родным братом ключницы Малуши, матери князя.

Как в реальности, так и в былинах, Добрыня отличался не только огромной физической силой, но ещё и образованностью, воспитанностью. Он знал несколько иностранных языков, был умён, учтив и дипломатичен, отлично играл в тавлеи (нарды).

Былины изображают Добрыню доверенным лицом Владимира, самым близким к князю и его семье служилым человеком, который исполнял их личные поручения не только со смелостью, но и с «вежеством» (т.е., с умом, ловкостью).

Фото в свободном доступе (кадр из современного мультфильма)
Фото в свободном доступе (кадр из современного мультфильма)

Позже в былинах утвердилась традиция, что Добрыня Никитич родом из Рязани. Поэтому можно считать, что у этого богатыря есть ещё один прототип – рязанский воин Добрыня Золотой Пояс, сын богатого боярина Никиты.

Малая родина Добрыни Никитича по прозвищу Золотой Пояс – это посёлок Шилово Рязанской области.

Второй прототип былинного богатыря жил уже не в X-XI, а в XIII веке, и служил в дружине киевского князя Мстислава Романовича. Но, как и первый прототип, тоже был весьма образованным для своего времени человеком. Добрыня Золотой Пояс участвовал в первом крупном столкновении с монголо-татарами – битве на Калке (1223).

Интересно, что в былинах неоднократно описывается также жена Добрыни Никитича, по имени Настасья Микулишна – женщина гордая, бойкая, проницательная, и тоже обладающая немалой физической силой.

С Ильёй и Алёшей – не всё так однозначно. Например, в одной из былин Илья встречается со своим сыном, о существовании которого он раньше и не догадывался. Алёша вообще был ещё тот «ходок по бабам». Но законные жёны у них в итоге тоже были. Супругу Ильи былины называют «Са́вишна», а Алёши – Елена (Алёна), из рода Збродовичей. По поводу детей – никаких сведений нет.

Алёше чуть не оторвали голову братья соблазнённой им девушки

Алёша Попович отличался не столько физической силой, сколько удалью, решительностью, сметливостью, находчивостью и хитроумием. Этот богатырь был хвастливым, кичливым, лукавым и увёртливым. Любил подшутить над товарищами по дружине. Причём шутки эти не всегда были безобидными, а порой коварными, даже злыми. За что товарищи иногда высказывали ему своё порицание.

Братья Збродовичи были не в восторге от того, что их сестра связалась с таким легкомысленным человеком, били Алёшу, и даже подумывали вовсе убить. Но в итоге у богатыря с Еленой (Алёной) образовалась в общем-то образцовая семейная пара.

Несмотря на явные недостатки характера, Алёшу Поповича любили за оптимизм, лихость, лёгкий и весёлый нрав. Он прекрасно пел, танцевал, и сам умел играть на музыкальных инструментах.

Фото в свободном доступе (кадр из фильма 1956 г.)
Фото в свободном доступе (кадр из фильма 1956 г.)

Алёша Попович приехал служить в дружину киевского князя из города Ростова (не –на-Дону, которого тогда ещё и в помине не было, а из Ростова Ярославской области). Он был знатного происхождения: отец Алёши был боярином, который принял сан священнослужителя. Отсюда и прозвище богатыря.

Малая родина Алёши Поповича – деревня Селище Ростовского района.

Алёша Попович успел послужить трём князьям: сначала Всеволоду Большое Гнездо, затем его сыну Константину Всеволодовичу, а потом и Мстиславу Романовичу. Первый правил с 1173 по 1212 гг.; второй – в 1212-1218 гг.; третий – в 1218-1223 гг.

Характер Алёши (как и Добрыни с Ильёй) описывается двойственным, противоречивым.

Что лишний раз доказывает утверждение академика Лихачёва – богатыри были изначально не сказочными идеальными супергероями, а живыми людьми, которым ничто человеческое не чуждо.

Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)

Читайте также: