«Мой отец воевал в СССР. Он пришёл с этой войны израненным физически и морально. И не оправился от этих ран до конца своих дней. Он так и остался сломленным человеком», – поделился недавно Арнольд Шварценеггер.
До начала 90-х знаменитый актёр и спортсмен молчал о том, что его отец был убеждённым нацистом и воевал в гитлеровской армии. Арнольд говорил лишь о послевоенном прошлом своего отца – о том, что тот работал в австрийской полиции.
Так же десятилетиями поступали и многие другие люди в Европе: говорить о нацистском прошлом – своём и своих родственников – было не принято. Это было как-то позорно и неудобно. Равносильно тому, чтобы громко испортить воздух в приличном обществе.
Но время шло, и в Европе постепенно перестали стыдиться своего прошлого. Однажды и Арнольд признался: «Да, мой отец был нацистом, членом НСДАП. Он так и не примирился с поражением, и даже после войны оставался тайным приверженцем этой идеологии».
Добровольно стремился в НСДАП, СА и вермахт
Весной 1938 года, когда гитлеровская Германия присоединила к себе Австрию, Густаву Шварценеггеру было 30 лет. За плечами у него была служба в австрийской армии (с 1930 по 1937 – сначала солдатом, потом унтер-офицером).
На гражданке он работал простым сельским полицейским.
1 марта 1938 года, за одиннадцать дней до аншлюса, Густав Шварценеггер добровольно подал заявление о вступлении в национал-социалистическую партию. Австрия стала частью Третьего Рейха 12 марта 1938 года.
Интересно: несмотря на то, что отец Арнольда стремился к членству в партии ещё до аншлюса (и это было задокументировано) – он был принят в её ряды только в январе 1941 года.
1 мая 1939 года Густав Шварценеггер также подавал заявление на вступление в штурмовые отряды (SturmAbteilung, SA) – военизированное крыло НСДАП.
Но тут ему совсем не повезло. Численность СА тогда сокращали (с 4,2 млн членов в 1934 году до 900 тыс. в 1940 году). Проект со штурмовыми отрядами Гитлер и другие лидеры партии постепенно сворачивали.
А вот в вермахт этого австрийского добровольца взяли. Как полицейский, он попал служить в полевую жандармерию (Feldgendarmerie-Abteilung 521).
В военной полиции
В отличие от бундесвера сегодня, гитлеровский вермахт первоначально не имел подразделений военной полиции в мирное время. Они были созданы лишь в ходе присоединения Австрии. А в рамках подготовки к вторжению в Польшу, летом 1939 года, подразделения полевой жандармерии были мобилизованы одними из первых.
Первая военная кампания, в которой принял участие отец Арнольда, – это захват Польши.
Летом 1941-го, с началом вторжения в СССР, Густав Шварценеггер служил гауптфельдфебелем полевой жандармерии 4-й танковой группы вермахта (Panzergruppe 4).
Отец Арнольда и его сослуживцы шли во втором эшелоне наступавших германских войск, на оккупированных территориях СССР, и выполняли следующие задачи:
· наблюдение за порядком и дисциплиной; поиск дезертиров и отставших от своих частей, организация точек сбора для них;
· сбор пленных советских солдат во временные полевые лагеря, контроль за движением беженцев, защита от возможного саботажа и шпионажа с их стороны;
· охрана важных объектов от партизан.
Подразделение, в котором он служил, было полностью моторизованным и хорошо оснащённым.
Пришлось повоевать и получить тяжёлое ранение под Ленинградом
Потом Густав Шварценеггер был переведён под осаждённый Ленинград. Несмотря на то, что там он служил, опять же, в полевой жандармерии вермахта, во втором эшелоне, ему приходилось принимать непосредственное участие в боях.
Известно, что 22 августа 1942 года Шварценеггер был ранен на Ленинградском фронте именно в бою, а не просто во время обстрела.
За войну с СССР он был награждён двумя Железными крестами – Первой и Второй степени, с формулировкой «За храбрость»; а также медалью «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/42» и нагрудным знаком «За ранение».
Ранение это было серьёзным: отец Арнольда очень долго лечился от него в госпитале, в городе Лодзь (Польша). А после излечения – был признан военной медкомиссией негодным к строевой службе.
По словам Арнольда, отец страдал спиной до самого конца своей жизни (а умер он ещё не старым, в возрасте 65 лет). Нередко «лечился» шнапсом.
Комиссованный Густав Шварценеггер вернулся в австрийский городок Грац, и стал работать почтовым инспектором.
«Чудовищно неблагополучная семья»
Краткая характеристика из его армейского личного дела характеризует отца Арнольда как «спокойного и надёжного унтер-офицера, не особенно выдающегося», и оценивает его интеллект как «средний».
5 октября 1945 года 38-летний Густав Шварценеггер женился на 23-летней вдове Аурелии Ядрни, муж которой не вернулся с войны. А в 1947 году он добился, несмотря на ограничения по здоровью, своего возвращения на полицейскую службу.
К тому времени у них с Аурелией уже было два сына – Мейнхард (родился в 1946 г.) и всем нам известный Арнольд (1947).
По словам знаменитого спортсмена и киноактёра, отец его был чёрствым и замкнутым человеком, который никогда не проявлял любви или ласки к детям.
Также Шварц частенько вспоминал о том, что, когда он в подростковом возрасте он стал фанатеть от советского атлета Юрия Власова, – его отец чрезвычайно сердился по этому поводу, и требовал от мальчика выбрать себе кумира из немцев или австрийцев.
Первая гражданская жена Арнольда Шварценеггера Барбара Аутленд Бейкер написала в своей книге воспоминаний:
«У Арнольда была чудовищно неблагополучная семья. Его родители были холодными и чёрствыми людьми: не любили его, совершенно не интересовались его желаниями и мечтами. Старшему брату ещё доставалась какая-то толика родительского внимания, а вот Арнольд был её лишён напрочь. Во многом поэтому он и стал таким, каким есть».
Спасибо за внимание! Приглашаю подписаться и прошу порекомендовать этот канал Вашим друзьям в соцсетях ;–)
Читайте также: