Минусовая клемма Додж Джорни
Минусовая клемма Додж Джорни находится возле левого переднего колеса ближе к лонжерону. В целом достаточно спорное расположение аккумулятора для наших стран. Вполне вероятно, что Европа и Америка не страдают от реагентов на дорогах и проводка не гниёт со скоростью света, но в Москве и Санкт-Петербурге уже через пару-тройку лет можно не завестись, причём найти клемму та ещё проблема: стоит от 125 долларов и доступна только под заказ.
Дано:
- Автомобиль: Dodge Journey
- Год выпуска: 2012
- Двигатель: ERB (3.6 л., 3604 куб. см., 283 л.с.)
- Особенности ДВС: V6, распределённый впрыск
- Коробка передач: 62TE (автомат, 6 ступеней, AWD)
- Пробег: 103 303 километра
Сама клемма это привычный нам кусок меди, но к ней прикручен Intelligent Battery Sensor (IBS). Дословно переводится как интеллектуальный датчик батареи, это устройство на базе микроконтроллера измеряет степень заряда и разряда, ток, напряжение, внутреннее сопротивление и температуру аккумулятора. На основании полученных данных блок PCM управляет энергопотреблением. Сам датчик прикручен к клемме зажимной гайкой, при откручивании которой ломается шпилька, так что узел условно неразборный.
Сам датчик состоит из низкоомного резистора или шунта. Шунт создает падение напряжения, которое считывается внутренним микроконтроллером для определения тока, поступающего в аккумулятор и от него. В дополнение к шунту, внутри IBS стоит датчик контроля температуры аккумулятора. Собранные данные в зависимости от условий передаются по коммуникационной шине LIN в блок Body Control Module (BCM) или блок управления двигателем Power Control Module (PCM):
- блок PCM получает как текущую, так и историческую информацию об аккумуляторе для точного контроля системы заряда;
- BCM отвечает за функцию отключения нагрузки.
Датчик подключается разъёмом с двумя контактами: на первом висит защищённый предохранителем питающий плюс, а на втором шина LIN.
В дополнение к измерениям в режиме реального времени IBS передает некоторые расчётные данные об аккумуляторе по шине LIN, в том числе состояние заряда (state of charge, SOC), здоровья (state of health, SOH) и функциональности (state of function, SOF). Эти значения рассчитываются на основании данных, сохранённых за длительное время работы.
Для датчика отведены свои коды неисправностей, он отлично читается сканером и позволяет снимать SOC и SOF по шине CAN. SOC измеряется в процентах и высчитывается на основании напряжения, скорости заряда и разряда. SOF это расчётный прогноз наименьшего напряжения, до которого аккумулятор упадёт во время запуска двигателя.
Когда IBS включается в первый раз или включается после отключения питания, он входит в фазу «перекалибровки», чтобы распознать тип аккумулятора, его характеристики и состояние. На этом этапе допуски SOC и SOF больше, чем в нормальных рабочих условиях.
Когда датчик отключен от батареи, он теряет сохранённые данные. При восстановлении питания запускается процесс повторного изучения, во время которого точная информация о состоянии аккумулятора недоступна системам автомобиля. Для полного обучения требуется от 3 до 5 полноценных поездок с перерывом не менее восьми часов между запусками двигателя.
А теперь представьте, что вся эта нежная электроника накрывается. Машина тут же переходит в аварийный режим, часть функций в салоне отключается для экономии энергии, чтобы можно было дотянуть до дома любой ценой. Приятного мало, именно поэтому лучше сразу обработать клеммы защитным составом как в примере выше.
Ну и не лишним будет периодически поглядывать под капот, оттуда вполне хорошо видно в каком состоянии аккумулятор и не нужно снимать подкрылок. Если всё же не уследили и минусовая клемма Додж Джорни отправилась в страну вечной охоты, ищите артикул 04692269AI – на начало мая 2019 года это самая свежая ревизия.
Для каких машин подходит?
- Dodge Journey
- Fiat Freemont