Ну что, настало время самых занимательных, вроде как, историй о чайно-железнодорожных пересечениях. Историй о чаепитиях в вагонах. Которых, простите мне такой примитивный каламбур, на самом деле вагон и маленькая тележка. Просто потому, что технически никаких проблем в подаче чая и организации чаепитий в вагоне поезда нет. В поезде, на минуточку, можно снять клип группы Queen, оборудовать функциональное медицинское учреждение, кинотеатр, ночной клуб со стриптизом или даже пусковую установку для межконтинентальной баллистической ракеты. И по сравнению с этими задачами задача организации чаепития в поезде, причем в любом стиле, не стоит выеденного яйца. А сами поездные чаепития, в подавляющем своем большинстве, не стоят никакого внимания, кроме справочного. Это обычные чаепития, только в вагонах. Любой устоявшийся формат чаепитий переносится в вагон без каких-либо проблем и совершенно от этого не меняется. А когда нет специфики, нет и интереса.
Но бывают, конечно, и исключения. Двух типов. Первый тип — это когда чаепития в поездах выполняются в определенной стилистике, привязанной именно к поездам и помимо поездов не существующей или редкой. Самый очевидный и очень красивый пример таких чаепитий — это наши стаканы с подстаканниками. Чай из стаканов в подстаканниках, конечно, можно пить и дома — но в современной русской чайной культуре такие чаепития четко привязаны к поездам. Причем не просто к поездам, а к поездам дальнего следования — с их купе, плацкартами и СВ. В «Сапсанах» и прочих сидячих «Ласточках» подстаканники будут уже не органичны, это другой стиль.
Железнодорожные стаканы с подстаканниками давно уже стали самостоятельным культурным феноменом и важной частью архитектоники длительных железнодорожных путешествий по России. Мы, находясь внутри этого феномена, его, понятное дело, не особо осознаем и совсем не ценим — но это уж как водится. Сам я обязательно пью чай в российских поездах. И никогда не пью там свой чай, даже если везу его целый чемодан. Для меня пить в поезде свой чай, а уже тем более из своей посуды — это примерно как зайти в баню во фраке. Во фраке, конечно, круче, чем голой жопой — но не в бане же!
Второе исключение — это чаепития в поездах, вписанные-таки в те особенности и возможности, которые предоставляет железная дорога. Самый очевидный вариант таких чаепитий — это чаепития видовые, например, в вагонах с панорамными окнами, как в «Ледниковом экспрессе»,который катается по Альпам и в котором подают сенчу. О двух самых интересных примерах таких чаепитий я непременно расскажу — но сначала, все-таки, есть смысл поговорить о банальных решениях, о простом переносе традиционных чаепитий в вагоны. Для полноты картинки, так сказать.