Найти тему
НУАР-NOIR

Колчак в «Сталкере», что был до Тарковского

-2

Сразу же поясним, что подразумевается не адмирал, в годы гражданской войны возглавивший восточные «белые армии», а криминальный репортер Карл Колчак – главный герой фильма «Ночной охотник».

Принимая во внимание, что данная лента была задумана и снималась в 1971 году, а на экраны вышла 11 января 1972 года, то есть несколько ранее, нежели братья Стругацкие опубликовали первую версию «Пикника на обочине», то возникает необходимость внести коррективы в историю бытования слова «сталкер».

Почему? Потому что фильм в оригинале назывался «Ночной сталкер» и это было первым использованием данного термина в массовой культуре. То есть всё-таки его создателем надо полагать «короля американского телевизионного палпа» Джонни Левеллина Мокси, которому мы благодарны за «Детектива Магнума», «Полицию Майами», «Полицейскую историю», а также аутентичную «миссию», коя не выполнима.

А тот наградил это слово новыми смыслами, будучи впечатленным именем американского актера Джона Сталкера, который принимал участие в криминальном сериале «Отдел 5-0». Ух ты как фамилия!!! Прям созвучна слову «рыскать» – решил Мокси и удостоил подобного эпитета криминального репортера Карла Колчака.

Если вы давно читаете наш канал, то знаете, что в нуаре как мрачном метажанре криминальный репортер наряду с адвокатом делит второе место, уступая по частоте использования в сюжетах лишь частному детективу. В любом случае подобная профессия позволяет ему проникать во все сферы общества и находиться между криминалом и законом.

Карл Колчак вобрал в себя все характерные черты киношных репортеров: он пронырлив, неутомим в поисках, в известной степени беспринципен, обладает удивительным чутьем. А ещё появляется на месте преступления едва ли не раньше полиции, что служителей закона, естественно, изрядно нервирует.

Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)
Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)

Дело происходит в Лас-Вегасе образца конца 60-ых, где и без загадочных убийств хватает проблем. Однако в городе появился таинственный преступник, который убивает свои жертвы странным образом. Он их обескровливает.

Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)
Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)

Это сейчас развитие таких поджанров как «городские легенды», «криминальный хоррор» и «мистический нуар» сразу же заставит заподозрить происки вампиров. Однако в момент создания фильма мистика была отдельно, полицейское расследование – отдельно. За что (кстати) спасибо Мокси, который дал импульс к развитию синкретических явлений в мире кино.

Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)
Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)

Собственно подозрение, что в «городе неоновых игр» действует вампир, оказалось не пустым. Только была некоторая проблема – ни полиция, ни репортер понятия не имеют, как справиться с этим порождением ночи. А потому приходится импровизировать, что получается не всегда.

Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)
Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)

От классического нуара фильму досталась пессимистическая концовка, которая затем стала едва ли не «визитной карточкой» «Секретных материалов», а также появление в эпизоде «главного криминального кино-невротика», актера Элиша Кука-младшего. Нужно отметить, что фильм обрел некоторую популярность, а потому получил продолжение: ленту «Ночной душитель» и сериал «Колчак: ночной сталкер».

Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)