Сразу же поясним, что подразумевается не адмирал, в годы гражданской войны возглавивший восточные «белые армии», а криминальный репортер Карл Колчак – главный герой фильма «Ночной охотник».
Принимая во внимание, что данная лента была задумана и снималась в 1971 году, а на экраны вышла 11 января 1972 года, то есть несколько ранее, нежели братья Стругацкие опубликовали первую версию «Пикника на обочине», то возникает необходимость внести коррективы в историю бытования слова «сталкер».
Почему? Потому что фильм в оригинале назывался «Ночной сталкер» и это было первым использованием данного термина в массовой культуре. То есть всё-таки его создателем надо полагать «короля американского телевизионного палпа» Джонни Левеллина Мокси, которому мы благодарны за «Детектива Магнума», «Полицию Майами», «Полицейскую историю», а также аутентичную «миссию», коя не выполнима.
А тот наградил это слово новыми смыслами, будучи впечатленным именем американского актера Джона Сталкера, который принимал участие в криминальном сериале «Отдел 5-0». Ух ты как фамилия!!! Прям созвучна слову «рыскать» – решил Мокси и удостоил подобного эпитета криминального репортера Карла Колчака.
Если вы давно читаете наш канал, то знаете, что в нуаре как мрачном метажанре криминальный репортер наряду с адвокатом делит второе место, уступая по частоте использования в сюжетах лишь частному детективу. В любом случае подобная профессия позволяет ему проникать во все сферы общества и находиться между криминалом и законом.
Карл Колчак вобрал в себя все характерные черты киношных репортеров: он пронырлив, неутомим в поисках, в известной степени беспринципен, обладает удивительным чутьем. А ещё появляется на месте преступления едва ли не раньше полиции, что служителей закона, естественно, изрядно нервирует.
Дело происходит в Лас-Вегасе образца конца 60-ых, где и без загадочных убийств хватает проблем. Однако в городе появился таинственный преступник, который убивает свои жертвы странным образом. Он их обескровливает.
Это сейчас развитие таких поджанров как «городские легенды», «криминальный хоррор» и «мистический нуар» сразу же заставит заподозрить происки вампиров. Однако в момент создания фильма мистика была отдельно, полицейское расследование – отдельно. За что (кстати) спасибо Мокси, который дал импульс к развитию синкретических явлений в мире кино.
Собственно подозрение, что в «городе неоновых игр» действует вампир, оказалось не пустым. Только была некоторая проблема – ни полиция, ни репортер понятия не имеют, как справиться с этим порождением ночи. А потому приходится импровизировать, что получается не всегда.
От классического нуара фильму досталась пессимистическая концовка, которая затем стала едва ли не «визитной карточкой» «Секретных материалов», а также появление в эпизоде «главного криминального кино-невротика», актера Элиша Кука-младшего. Нужно отметить, что фильм обрел некоторую популярность, а потому получил продолжение: ленту «Ночной душитель» и сериал «Колчак: ночной сталкер».
Кадр из фильма «Ночной охотник» (1972)