Теперь давайте рассмотрим эту часть заповеди:
“Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим...”
Слово “сердце” в Библии весьма многозначно. Оно может означать интеллект человека или его волю. В данном контексте, однако, оно означает центр эмоций, центр чувств.
Иногда мы недооцениваем важность эмоций в религии. Возможно, это наша реакция на излишнюю эмоциональность многих современных религий. Да, мы не хотим придавать слишком большого значения эмоциям, но вместе с тем нужно понимать, что без них мы никого ни на что не подвигнем. Посмотрите на связь между этими словами: эмоции, мотив и мотор. Мотор приводит автомобиль в движение. Мотив в жизни человека делает то же самое, а за мотивом стоят эмоции.
Слово “энтузиазм”, что значит пламенное чувство, восторженность, происходит от двух греческих слов, которые буквально означают “в Боге” или “Бог в [нас]”. Если мы в Боге, а Бог в нас (1 Ин. 4:16), то мы должны быть энтузиастами; мы должны быть исполнены пламенного чувства. Хорошо знавшие Дэвида Липскомба рассказывали, что только раз видели его плачущим. Это случилось в воскресенье утром, когда брат Липскомб проводил вечерю Господню. Он кратко рассказал о значении Господней вечери, но в середине своего выступления остановился, не в состоянии закончить его, и разрыдался. Брат Липскомб плакал не умом, а сердцем.
Некогда царь Давид написал одну из самых ярких книг в Ветхом Завете. Мы до сих пор читаем и любим его псалмы. Они так воздействуют на нас в большой мере благодаря тому, что Давид писал их от сердца. “Он извергал огненные струи стихов из глубин своей души, и они до сих пор зажигают наши сердца” (Бакстер).
Что же это значит — любить Бога всем сердцем? Мы любим Бога всем сердцем.
• когда повинуемся Богу не потому, что должны, а потому, что хотим этого.
• когда мы больше ничего не любим так, как Бога, и любим только то, что связано с Ним.
• когда мы любим в первую очередь Бога, а потом уже все остальное.
Еще мы любим Бога всем сердцем, когда, если надо, мы готовы отказаться от всего, чтобы лучше служить Ему. Мы должны быть.
• готовы, как Авраам, отказаться от дорогих нам людей.
• готовы, как Иов, отказаться от имущества.
• готовы, как Моисей, отказаться от удовольствий.
Еще мы любим Бога всем сердцем, когда готовы сделать все для Бога:
• готовы покаяться, как Давид.
• готовы креститься, как иудеи в день Пятидесятницы.
• готовы пострадать физически, как Павел.
• готовы служить, как Серна.
• готовы давать, как Закхей.
Церковь нуждается в людях, которые бы в свое служение вкладывали больше чувств и больше сердца. Однако снова необходимо предупреждение. Некоторые позволили чувствам и эмоциям вытеснить из религии все остальное. Те, кто идет на поводу одних только чувств, подобны мелкой почве, на которую упало семя. Небольшой слой земли привел к тому, что растения быстро проросли и быстро засохли (Мф. 13:6). Сегодня многие считают, что раз что-то глубоко волнует их, раз что-то вызывает в них сильные чувства, значит это угодно Богу. На самом деле все не так. Конфессиональный мир часто демонстрирует горячность духа, но плохо исполняет Божьи заповеди (см. Рим. 10:2).
Называя первую из всех заповедей, Иисус подразумевал, что должно быть сочетание сердца и разума, эмоций и интеллекта. Эмоции мы сравнили с автомобильным двигателем, а интеллект можно сравнить с рулевым аппаратом. Чтобы машина доехала до желаемого конечного пункта, нужно и то и другое. Машина с хорошим мотором, но без руля, может проехать большое расстояние, но кто знает, где она закончит свой путь? С другой стороны, автомобиль с рулем, но без мотора вообще не сдвинется с места. Машине нужны и мотор и руль. Равным образом, чтобы религия была угодна Богу, нужны как разум, так и сердце. Разум познает волю Отца и держит нас в установленных Им рамках. Затем сердце согревает и усиливает чувства, с которыми мы – в установленных Богом пределах, поклоняемся и служим Всемогущему. Давайте же стремиться любить Бога всем разумом и всем сердцем.
• ВОЗЛЮБИТЬ БОГА ВСЕМ РАЗУМЕНИЕМ
• ВОЗЛЮБИТЬ БОГА ВСЕЙ КРЕПОСТЬЮ
• ВОЗЛЮБИТЬ БОГА ВСЕМ (заключение)