Я довольно много пишу о новой школе дочери. И все время встречаю в комментариях мнения, которые сводятся примерно к тому, что это совсем другое дело, там отобранные дети, с ними легко работать. Поэтому нечего сравнивать их с остальными, и нечего сравнивать их учителей с бедными и замученными учителями в обычных школах, которые вынуждены работать со всеми.
У меня такое ощущение, что для многих «одаренные» - это некие дети-роботы. Они все делают, все учат (часто и днями, и ночами), уроки не прогуливают, выдают высокие результаты на олимпиадах, беспрекословно слушаются учителей, потому что «это им надо, и они добровольно сюда пришли». Да, еще они очень боятся вылететь, т.к. за 1-2 «тройки» в четверти отчисляют.
Так вот, я бы хотела развеять этот миф. На самом деле в такой школе очень тяжело работать. Намного тяжелее, чем в обычной. И просто быть средним специалистом тут не получится. И денег громадных нет.
Давайте я опишу подробнее. Но, подчеркиваю, я пишу об одной конкретной школе, в которой учится моя дочь. Не о всех лицеях для одаренных, СУНЦах и так далее. Думаю, там по-другому. Вот там, наверное, действительно «одаренные» равно «удобные», и все, как я описала во 2 абзаце.
Первое «удобство»
Да, в этой школе большое количество олимпиадников. То есть они умные, они знают гораздо больше обычного школьника по многим предметам. Но, как вы понимаете, ничто не дается просто так. У этих детей практически у всех повышенный уровень тревожности. Потому что они, как сейчас говорят, активно «ботают» предмет. И за провал на олимпиаде (даже если ты призер, а не победитель) сильно винят себя. Типа, подвел себя, подвел школу, подвел всех, кто в тебя верил. Они практически все клиенты не только неврологов и психологов, но и психиатров.
Вот, к примеру, у них есть девочка, которую к новому учителю в класс приводят за руку те учителя, у которых она уже училась. Она сама не идет, боится. Есть девочка, которая не выносит определенную тему по истории, у нее с этой темой связаны негативные воспоминания. И поэтому она пару месяцев (пока все это изучалось) не посещала уроки. Кажется, даже осталась неаттестованной по предмету.
И учителям приходится с этим работать. Очень аккуратно работать. Причем «триггером» может стать совершенно обычное слово или фраза, тут не угадаешь. Вроде ничего не сказал, а у ребенка чуть не истерика.
Второе «удобство»
Оно напрямую касается учителей. Сами понимаете, абы кто с олимпиадниками и прочими умниками тоже заниматься не может. Это не так, как чаще всего делается в обычных школах (это я по опыту прошлой школы дочери):
- Ну, поготовься там, посмотри в интернете. Вот, порешай, я тебе прошлогоднюю олимпиаду распечатала.
Там все значительно сложнее. Я теперь немного в курсе этой олимпиадной «кухни» (дочь на регионе была), поэтому могу потом немного написать с ее слов.
Кроме того, каждому новому учителю приходится доказывать, что он этим детям подойдет. Они ведь все умные. Они просто так сидеть на уроке и слушать не будут. Они будут задавать вопросы. Причем всякие вопросы. И если в старой школе дочери было так:
- Это вы специально спрашиваете, чтобы меня отвлечь, все пишем, я сказала.
То тут так не пройдет. Во-первых, они задают вопросы потому, что им это интересно, они действительно хотят это знать. Кстати, учителям это нравится. Вот учитель истории всегда говорит, что ему очень интересно с ними работать, потому что он никогда не знает, какие вопросы от них ждать, поэтому надо много готовиться к урокам. Но при этом, если учитель не знает, он спокойно об этом сообщает и говорит, что выяснит и потом расскажет. И это нормально.
Тут не получится весь урок монотонно зачитывать учебник под запись. Или дать проверочную, наскоро скачанную из интернета, потому что ты к уроку толком не готов. Дети это так не оставят. Они выскажутся. Они пойдут к директору. Они объяснят, что на уроке хотят, чтобы учитель с ними работал, они хотят получать знания от учителя, они не хотят выбивать их из учителя силой. То есть как в обычной школе:
- Кто не понял – разбирайтесь дома сами или идите к репетитору.
Не пройдет так у них. Они ходят в школу учиться, но и их надо учить. (Опять же, я не беру конкретного олимпиадника, увлеченного конкретным предметом. Там по-другому. Там он, скорее, достает учителя на тему: "А устройте мне зачет, а проверьте у меня вот это". А по другим предметам этот олимпиадник так суетиться не будет.)
Да, дисциплина на уроках прекрасная. Но там принцип: пока ВСЕ ученики в классе не поняли материал, дальше не идем. И если учитель захочет пустить дело на самотек (типа, Иванову «трояк» нарисую, до 9 класса бы дотянуть), то тут не получится. Ученики на самотек не пустят. Пристанут:
- Я хочу понять, я пытаюсь понять, объясните еще раз, вызовите меня к доске, дайте похожую задачу.
Третье «удобство»
Поскольку все дети достаточно умные, они все имеют свое мнение, которое очень часто не совпадает с общепринятым. Поэтому тоже не получится что-то вроде:
- Все остались после уроков, будем маршировать.
Не будут. И внятно объяснят, почему не будут. И статью закона приведут. При этом моя дочь по сравнению с ними – вообще детсадовец в этом плане. Условно говоря, они преподавали там, где она училась. И «мутят воду» гораздо мощнее и качественнее. )))))
Вообще, что такое талант? Это ведь в том числе и вИдение мира с нестандартной стороны. Причем один видит так, другой эдак. Вот и попробуй всем объясни, всех научи, всем докажи, что ты прав.
Иногда у директора целые митинги разворачиваются. Один ученик доказывает одно, а другой – другое, причем прямо противоположное первому.
И с учебой по-всякому бывает. У кого-то депрессия – он уроки не посещает. Кто-то на непрофильные для себя предметы «забивает». И «надавить» нечем – из этой школы почти не отчисляют. Только мотивировать. Думаете, это легко, каждого замотивировать? Отсюда вытекает…
Четвертое «удобство»
Обычно при поступлении на работу учителя сначала посещают несколько уроков, чтобы посмотреть, как тут работают. И выяснить, подходит им это или нет.
Да и директор при приеме на работу предупреждает:
- Имейте в виду, у нас дети особые. С ними и работать надо по-особенному.
Мало того, директор требует, чтобы учитель всегда был на связи. А они и есть на связи. Помнится, у меня дочь как-то учителю информатики около 12 ночи написала, что-то у нее домашнем задании не получалось. Нет, она написала с расчетом, что утром прочитает. А он сразу ответил.
И там в принципе все учителя в течение дня отвечают. То есть ты делаешь домашнее задание, что-то не получается, не понял – пишешь учителю. Пусть не сию секунду, но он тебе ответит. Все ли согласны так работать?
При этом почему-то все думают, что в таких заведениях громадная зарплата. Маленькая там зарплата на самом деле.
Но работают энтузиасты. Они будут сопровождать детей с утра до вечера на олимпиаде, параллельно морально поддерживая и ободряя. Они будут, как завуч, каждый день сидеть на работе чуть не до 9 вечера, потому что в кабинете рыдает девочка, поссорившаяся с родителями, и надо с этой девочкой поговорить. Они будут знать, когда у какого ученика день рождения, и делать им подарки, причем выбирать именно то, что любит данный человек. Они будут делать так, чтобы каждый ученик чувствовал себя в школе комфортно, чтобы его человеческое достоинство не ущемлялось, чтобы он в любом случае максимально развил свои способности.
Причем им нравится работать именно с таким интересными детьми. Вот физик, о котором я неоднократно писала, работает в этой школе только из-за детей. Учителя английского… Там уникальные специалисты: методисты Кембриджского центра, преподаватели вузов… У них хорошие заработки на основных местах работы, они отлично зарабатывают репетиторством, еще и не всех берут. То есть заработок в этой школе для них вообще не существенен. А работают. Потом что такие дети… Дети, которые нестандартно мыслят. Дети, которые не только учатся сами, но и чему-то учат друг друга и учителей. Дети… Просто увлеченные дети.
А теперь, прочитав все вышеизложенное, скажите сами: легко ли работать с таким детьми?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
P.S.: А вечером будет маленький постик про директора.
Продолжение этой же темы:
Дайте нам отобранных детей, как в гимназии или лицее, уж мы бы их учили
Все статьи о новой школе Бездны я помещаю в рубрикатор. Под названием «Новая школа, где учится моя дочь – наверное, такой она и должна быть везде»
Вот о чем я писала 14 февраля в прошлом году:
Как нас с сестрой дважды оскорбили в самую печёнку
Задания на исправление ошибок в английском
Немного о результатах устного собеседования по русскому языку
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.