Слесарь нижегородского завода перевел мошенникам 10 млн рублей, взятых в кредит. Пенсионерка отдала аферистам все свои накопления — 14 млн рублей и взяла в долг 2 млн. 42-летняя нижегородка оформила займов на 12,6 млн рублей и перевела на «защищенный счет». В 2023 году проблема мошенников остается актуальной, а доходы аферистов только растут.
Недавно я как член Общественного совета нижегородской полиции смогла обсудить тему телефонного мошенничества и киберпреступлений с начальником УМВД по Нижнему Новгороду Андреем Басовым. После прямой линии с нижегородцами я задала Андрею Валентиновичу несколько вопросов.
Автор: руководитель проекта «Меня не обмануть!» Наталья Халезова
Как молодежь становится пособниками мошенников
К сожалению, сколько бы ни писали о мошеннических схемах, сколько листовок ни раздавали, преступники продолжают обманывать нижегородцев. В отделы полиции приволжской столицы поступают от 5 до 15 заявлений от пострадавших в день.
Один из самых распространённых способов стал уже классикой — «Мама, я попал в ДТП». Но в последний год он приобрел новые черты. По словам Андрея Басова, эта схема получила широкое распространение в Нижегородской области еще в 2010-м. Тогда деньги лжеследователям передавали с помощью блиц-переводов в банке по паспорту.
Теперь сбережения пенсионеров, на которых и рассчитан такой вероломный способ обмана, забирают молодые курьеры.
«Эти функции выполняет в основном молодежь, студенты. В Телеграм-каналах они находят объявления о работе, устраиваются и ездят по пожилым нижегородцам собирают деньги. В мессенджере они получают четкие инструкции, как себя вести с пенсионерами. Многие из них осознают, что обманывают дедушек и бабушек, но не отдают себе отчета в том, что за эти действия предусмотрена уголовная ответственность», - объясняет начальник нижегородской полиции.
К слову, таких незадачливых пособников мошенников ловят чаще всего. Редко, но встречаются сознательные граждане, которые, понимая, что стали частью преступной цепочки, пытаются отговорить пожилых людей или отвозят деньги в полицию и сообщают о преступлении.
А бывают курьезные случаи: курьер забрал деньги у пенсионера и не перевел мошенникам, а оставил себе; тогда сам аферист сообщает в полицию о происшедшем, и курьера задерживают.
Колл-центры мошенников
Остаются в тренде звонки от мошенников под видом службы безопасности банка, сообщающей о попытке списать деньги или нелегально оформить на человека кредит (через онлайн-банк или по доверенности). В этой схеме поражают две вещи. Во-первых, суммы, которые нижегородцы переводят аферистам. Цифры доходят до десятков миллионов рублей. Причем люди, выполняя инструкции мошенников, не только предоставляют им коды для доступа в личный кабинет, но и сами идут в банк, оформляют на себя огромные кредиты и перечисляют аферистам. Как им выдают такие займы? Вопрос простоты получения кредитов и распространенности больших займов в мошеннических схемах тревожит и полицию, и рядовых нижегородцев.
А, во-вторых, удивляет организованность аферистов. Созданы многочисленные колл-центры, куда люди трудоустраиваются, ходят на работу и каждый день обзванивают всех подряд в надежде поймать жертву. В 2022 году нижегородские правоохранители пресекли работу подобных колл-центров, которые действовали на территории региона. Так, в одном из них было организовано целое преступное сообщество из 24 человек, члены которого воровали деньги под предлогом выдачи страховки. Уголовные дела по 127 эпизодам мошенничества передали в суд.
Попадают в лапы мошенников люди любого возраста и социального статуса, но в последнее время в Нижнем Новгороде основная масса заявлений поступает от жителей региона 65-75 лет.
Деньги жертв «улетают» за границу
Легкость и быстрота переводов — полезный для потребителей финансовый инструмент, который играет на руку мошенникам. В считанные минуты средства могут «улететь» за границу, на электронные кошелки, их переводят в криптовалюту. И деньги уже не вернуть. По оперативной информации деньги жертв мошенников выводятся за пределы РФ.
Еще одно новшество 2022 года — звонки через мессенджеры под видом банковских служащих, с аватаркой известного банка. Лжесотрудник банка уверяет, что в целях следствия он звонит по защищенной линии, именно поэтому не пользуется сотовой связью.
«Многие нижегородцы, которым поступают звонки от мошенников, вступают в диалог и, сами того не подозревая, попадают в ловушку и начинают выполнять инструкции мошенников. Лучший способ, когда вам звонят якобы из службы безопасности банка, следственного комитета, Центробанка или полиции, инвестиционной компании, положить трубку и перезвонить в ведомство по телефонам на официальном сайте», - советует Андрей Валентинович.
Знали, но попали в ловушку
Будьте аккуратны при покупке товаров в Интернете. Это одна из самых распространенных схем, напоминает начальник нижегородской полиции. Покупая или продавая что-то на сайтах бесплатных объявлений, вы можете нарваться на мошенника. Он предложит перейти для общения в мессенджер. Там можно попасть на фишинговые сайты-двойники или перевести деньги недобросовестному продавцу. В этом случае нижегородцам рекомендуют внимательно проверять адресную строку сайта, не переходить по подозрительным ссылкам и обращать внимание на оценки и отзывы у онлайн-продавцов. Оплатить товары можно через защищенную систему на самой Интернет-площадке.
«В последние годы предупреждения о мошенниках распространяются повсеместно: в Интернете, в СМИ, на транспорте и других местах, проводятся мероприятия, акции. Участковые общаются с пожилыми нижегородцами, ходят по домам. Но, к сожалению, число случаев обмана кардинально не снижается. Как правило, люди, которые обращаются в полицию, были предупреждены о мошеннических преступлениях, но все равно поддаются обману. Аферисты входят в доверие, убеждают, обманывают. Повторюсь — нужно быть очень внимательным и не вступать в диалог с незнакомцами, просто положите трубку», — констатирует Андрей Басов.
Новый закон ускорит работу полиции
Из позитивных моментов Андрей Басов отметил улучшение взаимодействия с крупными банками. Раньше запросы полиции по уголовному делу о мошенничестве могли рассматриваться в кредитной организации до 30 дней. Сейчас, к примеру, Сбербанк может отвечать в течение часа.
А вот с 21 октября 2023 года вступит в силу закон об информационном взаимодействии Банка России и МВД России, который создает условия для автоматизированного обмена данными между ведомствами. Закон будет способствовать повышению скорости расследования дел по фактам мошенничества при денежных переводах. Подробнее о новом документе – в моей статье.